|
к началу раздела>>
к списку статей Константина
Семенова>>
Константин Семенов
СМЕЯЛСЯ ЛИ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ?
(или Семенов против Розанова)
Христос никогда не смеялся.
В.В.Розанов. О сладчайшем Иисусе и горьких плодах мира.
Смехъ… невольное гласное проявление в человеке чувства веселости…
Владимир Даль
С тех пор, как я осознал себя верующим христианином и стал, обобщенно
говоря, размышлять о Боге, а это произошло в более чем зрелом возрасте,
в мои 53 года, у меня ни разу не возник вопрос, смеялся ли Иисус,
как, скажем, не возникало вопроса, куда впадает Волга и какое у
нас нынче столетье на дворе…
Впервые услышав то, что вынесено в первый эпиграф, я и ухом не
повел, как воспитанный человек не замечает некий нечаянный звук,
случившийся в приличном обществе. Но когда такое произойдет в …надцатый
раз, – поневоле обернешься.
Случилось мне быть свидетелем разговора, в котором некто, вполне
взрослый и без видимых признаков отклонений от нормы в психике,
с жаром втолковывал собеседнику, что Иисус никогда не смеялся.
Я не удержался:
– Почему вы так считаете?
– Что значит, я так считаю?! Я знаю! Всем известно, что Он никогда
не смеялся.
– Но откуда же?
– Как откуда?! Раз в Священном писании нигде не сказано, что Иисус
смеялся, значит, Он никогда не смеялся.
Я был совершенно обескуражен нелепостью довода, приведенного в
подтверждение совершенно нелепой, более того, убежден и постараюсь
доказать – кощунственной мысли. И довод достоин идиота, не в бранном,
но в медицинском значении этого слова. Довод убийственный. Для
наших представлений о равноглавной, человеческой ипостаси Спасителя.
Как, впрочем, и сама мысль.
Я не стал затевать безнадежного спора. Человек, чуя наше несогласие,
уже взвинтился, глаза расширены ненавистью, белые пузырьки на губах…
В одной книге, посвященной творчеству любимого мною Н.В.Гоголя,
где оно рассмотрено с христианских позиций, сказано со ссылкой на
В.В.Розанова, что Христос никогда не смеялся. Я не поленился, отыскал
– друзья помогли – соответствующее место. Все мои попытки найти
также какие-либо пояснения, доводы, ничего не дали. Не смеялся и
никаких гвоздей – вот лозунг Розанова и всех, верящих ему на слово.
Голословные утверждения никогда не вызывали у меня доверия ни к
истинности утверждений ни к их авторам. Безоговорочная ссылка на
Розанова вызвала сомнение также и в способности автора упомянутой
книги к самостоятельному мышлению и, соответственно, доверие к ней
в целом. Впрочем, и ко всему тому, что утверждает и проповедует
г-н Розанов – тоже. Единожды солгавши…
Казалось бы, ну куда мне, технарюге от кульмана и гаек с болтами,
к тому же на пенсии, против Самого Василия Васильевича Розанова,
известного философа, христианского мыслителя и т.д. и т.п. Но
– мы не трусим с Трезоркой на границе! Слишком важна тема. Мне представляется,
что утверждение, будто бы Спаситель не смеялся – не просто разномнение,
каковым надлежит быть, дабы искусные выявились, но глубочайшее
и опаснейшее заблуждение, блудмыслие. Бог поругаем не бывает, и
не Спасителя бросаюсь защищать. Не Он в том нуждается, а души наши
от подлинно душегубительной ереси. Иисус из Назарета, наш любимый
Бог, был также и Человек. Подчеркиваю: полностью Бог и полностью
человек. Он Сам Себя называл Сыном Человеческим, а человеку свойственно
многое, что больше никому из тварей земных. В том числе – смеяться…
Помню, мальчишкой читал Шарля де Костера "Тиль Уленшпигель".
Когда автор описывал наследного принца, будущего Филиппа II, меня
больше всего потрясло то, что тот никогда не смеялся.
Дофином Филипп любил, вытянув ноги, сесть где-нибудь в тени, но
там, где часто ходят люди. Слуги, фрейлины, спотыкались и падали.
Филипп радовался, но – не смеялся.
Он сажал обезьянку в клетку и ставил ее над жаровней. Пахло паленой
шерстью, обезьянка кричала от неслыханной боли. Филипп радовался,
но не смеялся. Став королем, он преуспел в сжигании еретиков.
В письме к отцу-королю Карлу (номер не помню) Филипп жаловался,
что про него кто-то сказал, будто бы он смеялся. Филипп был оскорблен
чрезвычайно. "Ты же знаешь, отец, я никогда не смеюсь".
У меня тот мальчишка, мой сверстник вызывал гадливый ужас…
Теперь для разминки. В Священном Писании не сказано нигде, что
Спаситель не смеялся. Почто же презумпция именно в пользу "несмеяния"?
Понимаю, довод будет с негодованием отвергнут. Слишком доступен,
прост, лежащ на поверхности. Слишком очевиден! Нужно что-нибудь
позакрученнее… Лучше –понаукообразнее, потому что науке здесь делать
нечего. Жаль, не умею…
Примем за основу то, что если в богословии принята какая-либо система
рассуждений, мы лишены права делать исключения, отступаться от нее
без четких обоснований, по своей прихоти. Иначе – своеволие. Предлагаю,
пользуясь принципом "в Священном Писании не сказано, значит,
не было", посмотреть, что из себя представляет земная жизнь
Сына Человеческого.
Он не смеялся.
Ребенком Он не смеялся радостно, увидев Свою Мамочку. Выросши,
не смеялся, при виде резвящихся детей, играющих козлят, котят...
Вы, отрицатели смеха Христова, сами-то хоть в такое верите?..
Он не улыбался.
Увидев низкорослого, скорее всего, толстяка, Закхея, карабкающегося
в поте лица своего на дерево, Он сказал, что придет к тому сегодня.
Его лицо при этом оставалось бесстрастным. Как говорится, и чувств
никаких не изведав… (Хотя, вполне возможно Он и рассмеялся. Не
над Закхеем, а от радости, что раскрылось сердце сборщика налогов,
значит, безжалостного шкуродера).
Притчи о жуликоватом управителе или о вдове*, которая своей настойчивостью
заставила-таки бессовестного судью решить ее дело, Он тоже рассказывал
без тени улыбки…
Можете себе такое представить? Сочувствую!
Он не пел и не танцевал.
На свадьбу, праздник шумный, веселый, многолюдный, пригласили друга,
молодого парня, плотника, который не смеется, не улыбается, не
поет, не танцует…
Вы бы такого на свадьбу позвали?
Он не отмахивался от мух, вспотев на работе.
Человек, не потеющий на работе, на которого не садились бы мухи
– диковинка. На такого непременно обратили бы внимание и до нас
бы донесли. Или, может быть, мухи чувствовали то, о чем не подозревали
люди, Его Божественную ипостась?
Он не моргал…
Не комментирую. Нельзя же всерьез обсуждать горячечный бред!
Итак, Иисус, будучи мальчишкой, не резвился, не лазал по деревьям,
не падал и не расшибал себе коленки… Он не чихал, не сморкался.
Не буду также называть иные, чисто физиологические, потому редко
упоминаемые в неспециальной литературе процессы, свойственные любому
существу, живущему на земле и питающемуся земной пищей…
Прошу заметить, в моих рассуждениях нет ни натяжек, ни передергивания.
Лишь строгое следование не мною выбранной и мне чуждой системе доводов.
Единственно, в чем не сомневаюсь, – для Спасителя была невозможна
брачная любовь. Не потому, что она грешна по своей сути, тогда
бы нам не дал ее с благословением Бог-Отец. Божественная ипостась
Иисуса отвергала брак Его человеческой ипостаси. Кто был бы плодом
такого брака? – Боги, полу-Боги? Спаситель не предусматривал своих
потомков по плоти на земле.
Отказывающие Сыну Человеческому в смехе, а значит и в иных проявлениях
человеческих свойств, превращают Его тем самым – в кого? В статую?
В восковую фигуру? – В идола! В языческого божка, каких делали
себе филистимляне, амаликитяне и другие племена-язычники, чтобы
обмазывать его туком, кровью, задабривать, а буде не выполнит всех
просьб и требований, – плеткой его, плеткой, а то и в костер! Или
– на крест…
Святош так и тянет исправить Христа по своим святошеским представлениям
о святости. Выхолащивая человеческую ипостась Спасителя, они впадают
в ересь. Если я правильно понимаю – монофизитства, отрицания человеческой
природы Спасителя. Он Сам называл Себя Сыном Человеческим, а мы
лишаем Его человеческих качеств. Вероятно, потому, что в нас они,
эти человеческие качества, настолько искажены, что самим мерзостны.
Мы не можем себе представить, как они бывают прекрасны, и, на всякий
случай, или в Торквемадовском рвении, отрицаем в Иисусе.
Господь и Бог наш Иисус Христос именно потому нам близок и любим,
что Он был Человек во всём, кроме греха. За Спасителем потому и
ходили толпы простолюдинов: рыбаков, пастухов, торговцев, и слушали
Его и обращались к Нему за помощью и исцелением, что Он был жизнерадостным,
жизнелюбивым, доброжелательным, то есть, говоря по-мирскому – славным
обаятельным человеком. За каменным бесстрастным неулыбой вряд ли
кто пошел бы. Даже те, кто берет на себя смелость лишить нашего
Бога права на смех...
Теперь рассмотрим проблему с еще одной стороны. В утверждении,
что Спаситель не смеялся, есть обличение самого смеха, смеха, как
такового, как некоего греха. Но кто дал человеку смех? Неужели
враг? Неужели враг придумал, то есть, сотворил смех. Я полагаю
кощунственной саму мысль, что враг хотя бы в мелочи может выступить
в роли творца. Враг способен только на то, чтобы созданное Богом
извратить и подсунуть нам фальшивкой в яркой привлекательной обертке.
Бог дал на пять чувств, враг научил нас обслуживать ими самые извращенные
грехи.
Вместо утоления голода у нас культ пищи: безразборное обжорство,
– мы не едим досыта, а жрем, пока жратва не кончится, – или утонченное
гурманство. Знаю семью, где все (подчеркиваю, все!) мысли и разговоры
только о том, что приготовить к столу. Каждый раз новые, изысканные
блюда, причем не в связи с праздником или в ожидании гостей, а просто,
потому что одна трапеза закончен, предстоит очередная. И не дай
Бог что-то оставить назавтра. Недоеденное выбрасывали. В помойное
ведро.
Творец дал нам вино, мы поспешили стать пьянью подзаборной.
Творец научил нас петь и танцевать – вспомним Давида с его псалмами
и лихой радостной пляской перед скинией – а мы корчимся в потном
топтании под псевдолирические, на самом деле блудопризывные вопли-завывания.*
Творец дал нам счастие единоплотия в брачной любви. Мы выбрали
похоть с целым букетом мерзейщих скотских извращений, либо мрачно-ханжеское
отношение к супружеской близости, как к чему-то низменному, постыдному,
недостойному человека, христианина, несовместимому с любовью ко
Христу.
Вместо речи – словоблудие, вместо смеха – хохот, ржачку... Перечислять
можно до бесконечности. Нет ничего, данного нам Господом во благо,
во славу Его, чего бы мы не извратили по наущению дьявола. С другой
стороны – кто больше виноват, враг, учащий нас греху, или мы, его
прилежные ученики? Кто нас заставляет быть первыми учениками?! Есть
такая шутка: "Почему бесы такие злые? Потому что мы всё на
них валим!" Точная шутка…
Всем известно, как исцеляет смех от мрачной тоски, уныния, помогает
выйти из жизненного тупика. Кто-то из святых отцов, известных богословов
или христианских мыслителей, а может быть, даже не один, сказал,
что бесы боятся смеха, как мы огня. Может быть, именно поэтому верховный
бес, сатана, в своей дьявольской изворотливости пытается внушить
нам представление о смехе, как о чем-то греховном? Чтобы мы смехом
не очищались от наших грехов.
Не знаю, как кому, но мне ничто так не помогает избавиться (к сожалению,
лишь на время!) от собственных безобразий, которые принято мягко
называть грехами, как насмешка, подчас и злая, над самим собою,
над этими безобразиями. Словно щёлоком дёготь смывает!
По опыту знаю, – доводилось побродить по таежным чащам, – как выручает,
спасает положение, снимает напряжение, взбадривает уставшего меткое
словцо, дружеская подначка. От многих прошедших войну слыхал, что
добрая шутка, насмешка над собственной слабостью, или злая издевка
в адрес врага помогала воинам преодолеть страх, лишения.
Так смеялся ли Христос? Слишком люблю Его, чтобы сомневаться. Не
ржал, не хохотал, не хватался за животики, не подхихикивал, а именно
смеялся, как смеется всякий добрый человек. От (см. второй эпиграф)
радости любви к дорогим Ему людям, при виде забавной сценки, может
быть в краткие мгновенья собственной человеческой слабости, над
Самим Собою, или, как знать, порою даже и невесело, для того, чтобы
как-то одолеть горечь непонимания, невозможности растопить черствость
наших сердец. Бог-весть, в каких случаях смеялся Иисус, нам тем
близкий и родной, что Он – Бог и вместе с тем – Человек, и ничто
человеческое не было Ему чуждо. Кроме греха…
Ничуть не сомневаюсь также, что, по крайней мере, до выхода на
проповедь Он, и улыбался, и пел, причем, конечно же, у него был
абсолютный слух и божественно красивый мужской голос; и на шошане
и псалтири, наверняка, играл не хуже своего пращура Давида, и танцевал,
разумеется, лучше всех. Не для красного же словца Он называл Себя
Сыном Человеческим!..
Май 2005 г.
Post scriptum от 15 декабря 2005 – цитата из дневника о. Александра
Шмемана:
''Христос никогда не смеялся''. Думал об этом во время Christmas
Party* в семинарии, где смехом, очень хорошо сделанными сценами
из семинарской жизни как бы «экзорцировались» все недоразумения,
все испарения нашего маленького и потому неизбежно подверженного
всякой мелочности мирка. Разные качества смеха. Но есть, несомненно,
смех как форма скромности. Восток почти лишен чувства юмора – отсюда
так много гордыни, помпезности, наклонности tour prendre au tragique**.
Меня всегда утомляют люди без чувства юмора (Ст. Ежи Лец утверждает,
что люди, лишенные чувства юмора, социально опасны. К.С.), вечно
напряженные, вечно обижающиеся, когда их низводят с высоты, «моноидеисты».
Если «будьте, как дети», то нельзя без смеха. Но, конечно, смех,
как и всё, – пал и может быть демоническим. По отношению к идолам,
однако, смех спасителен и нужен больше, чем что-либо другое.
М-да... А мне на то же понадобилось четыре с половиной страницы...
--------------------------------------------------------------------------------
* Мне думается, именно эта притча вдохновила А.П.Чехова написать
рассказ про женщину "беззащитную, слабую", которая довела
до белого каления чиновников нескольких канцелярий своими нелепыми
требованиями. (К.К.С.)
*Родные мои! Не сочтите меня ханжой. Я, не умею танцевать и о том
немало сожалею, а что до песен, то и слушать и напевать – с нашим
удовольствием. Вы же понимаете, что я имею в виду… (Автор)
* Рождественская вечеринка (англ. Примеч. о. А.Ш.)
** Воспринимать всё трагически (фр. примеч. о А.Ш.)
|