Заметка о катехизации
искать на странице
 


Катехизация 2005 или как я пришла в храм

заметка о катехизации Лилит Базян

Наша жизнь состоит из случайностей. Встречи, знакомства, расставания. Все происходит непреднамеренно, независимо от желания человека. Так думают многие, но так ли это на самом деле? Случайно ли ровно год назад, в рождество Богородицы, 20-го сентября моя сестра решила пойти с мамой в церковь? В храм Космы и Дамиана, что в Шубине. Сначала проходишь по Тверской, отражаешься в витринах роскошных и дорогих магазинов и кафе, а потом, сразу за знаменитым книжным «Москва» открывается Храм. Правда, видно его только с угла, если пройти дальше мощный ресторан «Арагви» и памятник Юрию Долгорукому почти полностью загораживают его. Лишь колокольный звон прорывается наружу. Мама начала ходить в «Косму и Дамиана» после смерти моей тети, жены маминого брата. Ее там крестили, и в память о ней мы тоже иногда заходили туда, поставить свечку. Обычно этим и ограничивались наши посещения, ходить на службу мы не привыкли, особенно в русскую церковь. Поэтому решение Ани, так зовут мою сестру, пойти вместе с мамой показалось мне, по меньшей мере, странным.

– Ты представляешь, так и сказал! – Не унималась она вечером, вернувшись со службы.

Проповедь настоятеля поразила ее, особенно потому, что в самом конце он объявил о маленьком котенке, вполне здоровом и симпатичном, которому требуется хозяин. Котенок родился трехцветным, это был знак божественной любви.

– Котенок! – радостно вскрикивала Аня и бегала по квартире. Умилению ее не было предела.

Котенка мы не взяли, но решили, попробовать походить на катехизацию, которая начиналась в этом храме буквально через несколько дней. «Ну, послушаю пару лекций, – подумала я, – все равно делать особенно нечего». Вот так вот маленькое существо породы кошачьих сыграло судьбоносную роль в моей жизни. Начались семинары и лекции.

О существовании семинаров я поначалу не догадывалась. Рассчитывала, что буду просто тихо ходить на лекции, чинно сидеть и слушать. Семинар, это уже совсем другой тип работы, тут придется участвовать, говорить что-то время от времени. Напряженно. Но я все же решила попробовать. Мы договорились с сестрой, что даже если окажемся в разных группах, ничего страшного не произойдет, наоборот, интересно. Отец Александр сказал, что нужно будет вытянуть бумажку с циферкой, таким и будет номер группы. Моя сестра очень смелый человек, она всегда первой бросается в бой, первой она подошла к женщине, у которой были все эти бумажки с циферками, и решительно протянула руку. Женщина задумчиво посмотрела на нее и через несколько мгновений произнесла: «Вам, наверное, в молодежную группу». Так мы и оказались на семинаре Саши Кремлева и Пети Дмитриевского.

Сейчас, когда мы уже довольно хорошо знаем друг друга и встречаемся каждую неделю, как старые приятели, странно вспоминать то мое состояние, состояние первого знакомства. Я не просто схожусь с людьми. Мне сложно сразу среди незнакомых почувствовать себя в своей тарелке, почему-то хочется показать всем, и в первую очередь самой себе, что я необычная, что все, о чем здесь говорится, знаю итак, понимаю и глубоко чувствую. В каждом вопросе, при каждом обсуждении я не всегда решалась высказаться первой, но когда звучал правильный ответ, точнее тот, которого придерживался руководитель семинара, я с удовлетворением отмечала про себя, что именно это и собиралась сказать.

Однако, хотя пришла я в храм впервые и ни с кем здесь не была знакома, ни на лекциях, ни на семинарах у меня не было ощущения полного отчуждения от происходящего. Среда, в которую я попала, не была для меня абсолютно чужой, незнакомой. Я не встретила узости и ограниченности поклонения мертвому ритуалу, полного отрицания живого мира. К сожалению, так многие думают о церкви. Наоборот, мир, во всей своей полноте, оказался здесь, в храме, а не за его стенами. Приход в храм был не поворотом спиной к жизни, напротив, все приобретало смысл, все становилось живым.

Через какое-то время, я несколько попривыкла к людям с моего семинара и разглядела вдруг, что вокруг меня художники, психологи, филологи, преподаватели, даже переводчики – люди исключительно творческих и интеллигентных профессий. Я могу существовать не только в подобном обществе, но ощущение, что мы где-то, когда-то уже были знакомы, не покидает меня до сих пор. Раз в две недели мы собирались вечерами, пили чай и говорили о завете Бога с Авраамом, о жертве, принесенной вместо Исаака, об обмане и бегстве Иакова и о том, как невнимателен он был, позволив Лавану так жестоко обмануть себя и привести в брачный шатер не любимую Рахиль, а некрасивую Лию. Мы следили по карте за путем Моисея, выводившего свой народ из Египта, и поражались слепоте и надменности фараона, считавшего себя Богом.

– Ну, как, ну он не понимал разве? – Возмущался один молодой человек, кажется преподаватель физики в школе. – Разве можно считать себя Богом?

Саша терпеливо объяснял, что при определенном воспитании и соответствующем поведении окружающих, можно возомнить себя и Богом. А Петя рассказал, что Япония долго не могла капитулировать во время Второй мировой войны именно потому, что император у них считается Богом, а Бог капитулировать не может. Но он все-таки подписал эту бумажку, и по стране прошла волна самоубийств. Вот какие истории случались и в XX-ом веке.

А потом наступило Рождество, и начались долгие рождественские каникулы. Раньше в нашей стране этот праздник почти не замечали, да и сейчас, не могу не отметить, Новый Год больше в цене, зато каникулы теперь почти такие же по длине как в любой другой западной стране, как в Европе, одним словом. И на нашей катехизации наступил перерыв в занятиях. Как же долго он тянулся! Помнится, тогда я в первый раз решила пойти в храм не просто на встречу и чаепитие, а на службу. Захотелось побыть там, посидеть на скамеечке в уголке, поприсутствовать.

Первая лекция после каникул была посвящена уже «Новому завету», она разительно отличалась от всех предыдущих. В храме, где проходила лекция, стояла полная тишина, такой, мне казалось, не было раньше, и звучал голос отца Александра. Он говорил как всегда очень просто и проникновенно. Он говорил о служении нашего Господа и о том, что мы всей своей жизнью должны доказать нашу преданность и любовь к Нему. Пожалуй, в первый раз это была не лекция, а проповедь. Конечно, разве можно было после Рождества продолжать говорить о Ветхом завете, когда уже наступил Новый.

На семинаре Саша нам сразу же заявил, что говорить теперь будет не он, а мы. Больше не будет явного лидера, которого остальные должны только слушать, все должны активно участвовать в обсуждениях. Однако руководителем он все-таки остался. Совсем без пастыря мы не могли, даже чтобы выразить собственную мысль надо, чтобы кто-то натолкнул на нее.

На первом семинаре по «Новому завету» мы начали читать Евангелие. На столе горела лампа, верхний свет был приглушен. Атмосфера сакральности, причастности к тайне. Решили читать от Луки, так посоветовал отец Александр. В этом Евангелии наиболее последовательно изложены события, оно лучше для восприятия тем, кто в первый раз решается взяться за эту книгу. Дома я перечитала все четыре Евангелия. Видимо, я не была единственной, потому что вопросы на семинарах часто задавались не только по Евангелию от Луки. «А почему у Матфея написано, что Иисус поднялся на гору, чтобы говорить Нагорную проповедь, а у Луки он встал на ровном месте?» – Спрашивал кто-то. «Ну, ошибся евангелист, – устало отвечал ведущий, – не это, наверное, главное в Нагорной проповеди».

Иногда вопросы задавал Саша.

– А как вы думаете, повезло апостолам, что они встретили мессию?

Каверзный вопрос, но мы все готовы были ответить на него утвердительно. Так вдохновенно проходили наши занятия, разве можно было сказать нет.

– Да! – Громко произнесла я.

– Ну, конечно, да. Но если посмотреть с простой, земной позиции… Всем ведь хочется хорошей, спокойной жизни.

Мы протестующе загудели, мы не могли с этим согласиться.

– Лучше прожить интересную жизнь… – Уверенно начал один мальчик, но он не успел досказать.

– И быть распятым вниз головой. – Жестко докончил Петя.

Легко быть апостолом в уютной комнате за чашкой чая.

Мы потом еще много говорили об учениках Иисуса Христа. Они стали для нас живыми людьми. Ярче всех был виден Петр. Порывистый, вспыльчивый, горячий, как в фильме Дзефферелли «Иисус из Назарета». Он первым пал на колени перед Господом, сказав: «Отойди от меня, я слишком грешен». Первым хотел идти по воде, жарко говорил о своей верности, отрекался и первым, после Магдалины, был удостоен встречи с воскресшим Христом. А в конце Евангелия от Иоанна, при море Тивериадском, Петр прыгает в воду в нетерпении, чтобы поскорей доплыть до берега, где ждет Господь, хотя они были не далеко от земли и остальные ученики причалили на лодке.

Прошла зима, наступила весна, Пасха была не за горами. На лекциях мы узнали, что перед праздником те, кто хотят креститься, могут это сделать, и что катехизация после этого естественно закончится. Смешно, но в нашей молодежной группе креститься никто не собирался, все и так были крещенными. Расставаться не хотелось.

– А наши семинары тоже прекратятся, как и лекции, – робко спросила я однажды.

– Да, хотелось бы продолжить, – поддержала меня еще одна девочка.

– Как хотите, как хотите, – почти равнодушно ответил Саша.

И мы захотели.

Наша маленькая группа продолжает встречаться и читать Евангелие. Правда теперь по средам, а не по четвергам. Не все, кто посещал лекции и семинары, ходят на эти встречи, но кто-то остался. Мы остались. И теперь мне часто думается, неужели простая случайность свела нас вместе? Точно знаю, что нет. Мы все стремились к этому, мы не могли не встретиться.

Лилит Базян

   

 


 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
-Оставить отзыв в гостевой книге -
-Обсудить на форуме-