протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
3 октября 2009

Фонограмма


прот. Александр Борисов 4.10.2009

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Каждые семь дней, в день, который мы так и называем «воскресный», мы празднуем центральное событие истории – Воскресение Христа из мертвых. И настолько это важное событие, что оно как бы затмило собой ветхозаветное празднование Субботы. Субботы, когда Бог, как говорит Библия, почил от всех дел своих и освятил день седьмой, чтоб люди благословляли Его, чтоб люди благодарили за Творение, за то, что Он вызвал всех нас из небытия в бытие.

Мы как-то не очень над этим задумываемся, а на самом деле это очень важно! Вот представьте себе, был какой-то момент, когда ни меня, ни вас не было – вот так не было и всё. Мы сейчас знаем об этом, нам родители рассказывали, что «вот я когда-то там родился, папа с мамой когда-то познакомились, были дедушка, бабушка и так далее», но всё это мы знаем из рассказов, а вот самих нас тогда еще не было. И вот мы стали. Господь вызвал нас из небытия, даровал нам жизнь, бытие, существование! Это же потрясающе радостно! И именно поэтому в ветхозаветье праздновалась Суббота, «шабат» (евр. покой), чтоб человек размышлял об этом, как это прекрасно – жить, как прекрасно быть! Вместо того, чтобы вообще не существовать. И как бы прославляя это бытие, эту жизнь, созданную Богом, люди в этот день молились Богу, благодарили Его и размышляли о жизни и о вечности.

И вот Господь нам показывает, что эта жизнь не заканчивается, она продолжается и дальше. И Воскресение нам как бы приоткрывает завесу в ту будущую жизнь. И не случайно ученики недоумевали, когда Господь говорил, что Сыну Человеческому надлежит много пострадать, «и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Они не понимали, что такое воскреснуть. И нам понятно их недоумение – в самом деле, если Воскресение имеет в виду лишь то, что Он оживёт – вот Его на кресте распяли, Он умер, а через какое-то время Он воскрес и продолжает ту же жизнь, что и до этого… Как воскрешенный Лазарь, сын Наинской вдовы, или дочь начальника синагоги Иаира – понятно, что эти люди через какое-то время состарятся и всё равно умрут. Значит, Христос говорил о каком-то другом воскресении. И ученики, конечно, этого не могли понять, пока не встретили Воскресшего Господа.

И вот мы видим, что, действительно, Воскресший Господь обладал какой-то другой жизнью. С одной стороны, Он неожиданно появлялся там, где были закрытые двери, или переносился в какое-то место, где были ученики, шли в Эммаус, а потом вскоре явился ученикам, явился Петру. То есть как бы законы пространства, времени, все эти ограничения, что мы не можем сейчас быть здесь, а через 2 минуты оказаться где-нибудь там в метро на «Речном вокзале» - понятно, что для этого понадобится какое-то время. А вот для воскресшего состояния этого уже не существовало. Господь был уже независим от времени и пространства. Но в то же время, Он не был чистым Духом. Вы помните, как ученики (и в сегодняшнем Евангелии об этом говорится) испугались, думали, что видят дух. А Господь им говорит: «осяжите, попробуйте Меня – вы увидите, что дух плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня». Даже в подтверждение этого Он говорит: «есть ли у вас какая-то еда», Ему дают печеную рыбу, и мёд в сотах, и Он взял и ел пред ними. Вот казалось бы совершенно непонятно, если это духовное существование, оно, конечно, не нуждается в пище, а если Иисус ест эту предложенную пищу, значит, это какое-то другое существование. Это существование именно воскресшей плоти, которая взаимодействует и с этим, еще не преображенным миром. Как? – это остаётся загадкой. Но факт в том, что Иисус нам показывает, что это другое существование – это не просто какая-то душа где-то в потёмках – об этом знают и египетские религии, и вавилонские, и индийские, и так далее, в жизнь души после смерти верили множество других религий. А Иисус говорит о воскресении мертвых.

В Символе веры мы поём «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», следовательно, о чем-то совсем другом. И вот в этом пространстве какие-то существуют совсем другие законы, какое-то совсем другое существование, но тем не менее оно есть. Иисус не случайно ученикам говорит в беседе, которую передаёт евангелист Иоанн Богослов, что «иду приготовить вам место, в доме Отца Моего обители много», словом, с этим проблемы не будет. Это не так, как материалисты 19-го века размышляли о том, что если вот наука дойдёт до такого состояние, что будет воскрешать мёртвых, то куда все эти люди будут деваться, не хватит места на Земле. Так размышлял один из наших русских очень оригинальных философов Фёдоров. Он был директором Румянцевского музея (ставшего потом библиотекой Ленина). И для него было главной загадкой, как вот наука, развиваясь, будет воскрешать людей, - а куда их девать? Ну, на его счастье у него появился один мальчик, который просил его помочь ему учиться, потому что он почти глухой был, ничего не слышал, а очень хотел учиться математике, физике и так далее. Мальчик этот приехал из Калуги. Вы, наверное, догадываетесь, что фамилия мальчика была Циолковский. И вот этот мальчик, видимо, разделяя взгляды Фёдорова, придумал, как же людей разместить на других планетах – придумал ракетный двигатель, который может двигаться в безвоздушном пространстве. И действительно, это была гениальная идея, и на ней выросла вся уже последующая известная ракетная техника.

Но так или иначе, Господь говорит ясно о каком-то совершенно другом пространстве. И показывает это своим Воскресением, открывает его. Что за этим стоит, нам пока трудно сказать. Это для нас является объектом веры. Мы говорим «чаю воскресения мертвых», чаем, ожидаем. И так и Символ веры начинается словами «верую», то есть не то, что я пощупал. Апостол Павел говорит «если кто знает, тому и веровать не надо – он знает и всё». То, что 2*2=4, не надо веровать, это можно легко показать. И вот мы говорим о воскресении мертвых и жизни будущего века. И о ней мы имеем свидетельство. Апостол Павел в одном из своих посланий говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Так он говорит, потому что пережил, «знаю человека во плоти, или вне плоти не знаю, который был на седьмом небе и слышал слова, которые нельзя передать людям». Нельзя не потому, что это какая-то тайна, секрет, а потому, что мы не поймём, пока до этого не дойдём в своё время.

И вот открывается какая-то совершенно другая возможность человеческого бытия, другое бытие, другое измерение. Именно поэтому, что для человека открывается что-то новое, Господь и говорит вслед за этим, что «так надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедовану быти во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах». Почему проповедовано именно в связи с этим покаяние и прощение грехов во всех народах? Потому что до этого люди не знали об этой возможности, ничего не знали о том, что смерть можно победить, что Господь побеждает смерть, и поэтому жили по-другому. Когда, скажем, человек близорукий и не знает о существовании очков, он весь мир видит как-то туманно. Вдруг ему надевают очки, которые соответствуют его зрению, и он весь мир видит ясно. И понятно, что у него начинается совершенно другая жизнь. Или когда человек был глухой, а стал слышать – ясно открывается другая жизнь. И он будет жить уже не так, как жил до этого, когда он не слышал или когда у него не было очков.

И поэтому человеку проповедуют покаяние. Человек, который получает Крещение, уверовал, он начинает жить по-другому, с другим знанием об окружающем мире. И говорится о прощении грехов, потому что те поступки, которые он совершал до этого, были в состоянии его незнания. Вот поэтому и нам, верующим во Христа, и открывающим для себя мир Евангелия, открывается совсем другой новый мир. И вот это новое, открывшиеся нам бытие настолько важно, что становится центром христианской веры. Оно становится началом новой жизни для каждого из нас.

Но при этом мы должны, конечно, понимать очень важную вещь: христианство – это не есть какое-то открытие, что вот раз, человек открыл и оказался сразу в другом мире, на Венере или на Марсе – совсем нет. Это путь. Путь, который именно продолжается за Христом. Как в одном месте книги Деяний рассказывается об учителе по имени Аполлос, который не совсем верно учил христианской жизни. И говорится, что Акилла и Прискилла, люди, которые его приняли, «точнее объяснили ему путь Господень». То есть каждый из нас находится на этом пути. Но важно, чтоб мы действительно шли по нему. Важно, чтоб не отклонялись ни вправо, ни влево, а понимали, что нам предстоит открывать для себя новое, новое и новое. И чтоб мы не думали, что вот мы это что-то узнали и всё, раз и навсегда мы всё поняли и всё в порядке. Нет, христианство – это именно путь, который идёт, который бесконечен. Бесконечно вот это поднятие. Но тут важно не стоять на месте, потому что если человек стоит на месте, на самом деле, он относится назад. Вся жизнь – это как движение на лодке против течения: как только перестал грести, ты не остаешься на том же самом месте, ты немедленно начинаешь отходить назад. Поэтому нам так важно не останавливаться. Не останавливаться в нашем духовном пути! Аминь.