протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 4.10.2009Мы уже говорили о том, что в прошлое воскресенье был праздник воздвижения Креста Господня – второй двунадесятый праздник, то есть, один из двенадцати праздников церковного года. И говорили о том, что тем самым Церковь нам напоминает, что главный символ христианства крест - бывшее орудие казни, ставшее символом самопожертвования. Именно на этом пути совершается прогресс человечества, совершается его эволюция – от дикаря к святому. И мы видим, что сразу после праздника рождества Богородицы празднуется воздвижение Креста Господня - подвиг, который Господь совершает, приходя к людям, приходя в этот мир с любовью, с миром. И мир не принимает. Мир отчаянно сопротивляется и распинает, убивает Его. Но это учение, семена, брошенные Господом в сердца апостолов, оно распространяется по всему миру и меняет все человечество и каждого человека в отдельности, если только человек сам этого хочет. Потому что человек и представляет собой тот самый камень из известной шутки: «Может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?» Если не может - значит, Он не всемогущий, а если может создать и не может поднять – значит, Он не всесильный. Но на самом деле этот камень – человек. Человек, которому дан образ и подобие Божие. И, тем не менее, ни одного человека Бог не призывает к Себе насильно. Никого Он не заставляет, а лишь свидетельствует о Себе, открывает этот путь для каждого человека. И перед каждым человеком стоит этот выбор, вопрос: «Готов ли я идти по тому пути, который открывает для меня, как и для каждого человека, Создатель этого мира?» Или я предпочитаю жить по своей воле? Считаю, что я лучше знаю, чем то, что говорит церковь, Евангелие – все это так, что-то отстраненное от жизни, все это придуманное.

Но на самом деле мы видим, и по плодам христианства видим, что – это действительно тот путь, на котором человечество себя реализует в наибольшей мере. Вся культура мировая, европейская, наука – все они выросли именно из христианства. Из первых богословских школ, начиная с 10-11 века, вышли именно научные университеты, вышла вся современная наука, которая изменила до неузнаваемости жизнь человека, потрясающим образом раскрыла все его возможности. И, конечно, это еще далеко не предел.

И вот церковь в этом отношении поступает абсолютно честно, когда говорит о том, что «да, путь за Христом, путь к этому духовному прогрессу и путь к материальному прогрессу человечества лежит именно через послушание, а не через отказ от веры в Бога». Потому что мы видим, что всякий раз, когда люди решали, что «мы придумали лучшую идеологию, чем христианство», человечество впадает либо в фашизм, либо в коммунизм, и миллионы ни в чем не повинных жертв устилают этот вымышленный утопический путь. Но в то же время Господь и церковь нам совершенно честно говорят о том, что путь за Христом – это путь трудный. Путь трудный. И поэтому сегодняшнее воскресенье, в которое и читается Евангелие «Неделя по воздвижению», то есть следующее воскресение после праздника воздвижения Креста Господня. Настолько важен это праздник воздвижения Креста Господня, как бы поставления в центр всей нашей истории церковной жизни, жизни каждого человека именно Крест Христов, что и в субботу и воскресенье до воздвижения, и в субботу и воскресенье после воздвижения полагаются особые чтения, которые посвящены именно этой теме – теме креста.

Конечно, человеку свойственно думать: «Ну, зачем же мне крест, зачем мне это мучение? Я хочу жить радостно, богато. Что это я буду смотреть на всякие, там, несчастья». Как недавно был такой трагический случай: в одном месте организовали санаторий для детей-инвалидов, детей, больных белокровием и других больных детей. Местные жители стали возмущаться. Пришли толпой и говорили: «Мы не хотим видеть ваших уродов-детей здесь. Они будут портить настроение нашим детям. Мы хотим жить счастливо, и всего этого не знать». Вот такая странная реакция – реакция, в сущности, дикарей 21 века.

Но если мы все-таки обратимся вновь к христианству, то, прежде всего, конечно, важно обратить внимание на ту честность, с которой и Христос, и Церковь говорят о христианском пути человека. Господь так говорит в сегодняшнем Евангелии: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее». То есть, определенным образом говорится, что «да, путь этот трудный, что прежде человеку важно отвернгуться себя». Но, разумеется, отвергнуться не своих культурных и творческих возможностей. Этого ни в коем случае нельзя делать. Не отрекаться ни от любви, ни от семьи, ни от детей – нет, это совершенно не нужно. Есть особый путь монашеский, но это особый путь. А среди святых есть и воины, есть и дипломаты, есть многодетные матери как святая Иулиания Лазаревская. Так что это совершенно ничему не мешает в жизни человеческой. Но жизни, которая посвящена Богу и противостоянию злу. И вот тут та же, собственно говоря, тактика жизни, как в любом бою. Все мы помним с детства подвиг Александра Матросова. Не будем вдаваться в детали, как там все было на самом деле, но ясно, что этот образ, этот символ подвига, когда человек бросается на пулемет, чтобы заслонить своих товарищей, чтобы дать им возможность победы, это именно и есть квинтэссенция самопожертвования ради победы, ради победы над злом. И в каких-то случаях человек действительно делает так. Когда мученик епископ в церкви во втором, третьем веке шел на крест, то, видя его твердую веру, видя его решимость пожертвовать своей жизнью, сотни тысяч людей вокруг, видя это, зная это, обращались тоже на путь за Христом.

Вот почему говорит Тертуллиан, что кровь мучеников – это семя Церкви. Это те семена, которые разбрасываются и рождают тысячи и тысячи новых последователей.

Когда человек идет за Христом, перед ним встают два главных искушения. Первое искушение молодости, второе искушение, скажем так, зрелого возраста. Искушение молодости, что он лишит себя жизни. Ну, как же, так интересно – ночные клубы, рестораны, дискотеки и т.д. – и что же, я от всего этого должен отказаться? Платочек надеть и стоять себе? Да, нет, не должен. Совсем не должен. Но, как говорил апостол: «Все мне позволено, но не все полезно. Все мне позволено, но ничто не должно мною обладать». Если молодой человек- мальчик или девочка или взрослый человек сидит за компьютером – этим потрясающим изобретением, когда весь мозговой запас человечества в принципе за 3-4 секунды доступен каждому человеку, это потрясающее совершенно изобретение! Но как всякое изобретение человека, оно может быть на добро и на зло. Ножом можно резать хлеб, а можно зарезать своего соседа. И так же и с компьютером: если часами сидеть, как с наркотиком, то, понятно, что это во зло. И, тем не менее, важно, что когда человек идет за Христом, для него возможны и общение, и компании, и танцы, но в определенном русле – чтобы не они им владели, а он владел организацией своего веселья. И, наоборот, мы видим, что самая полнота жизни большая – у святых. И святой – это не обязательно тот, который ушел от всего и отказался от всего. Нет. Есть святые люди, и таких немало, которые жили полнотой жизни, и светской, и были прекрасными христианами. Прекрасна внешность их, замечательна, удивительна! Святой всегда полон жизни! Он, наоборот, – источник жизни, чуждый всякого уныния и отвержения всего. Это первое искушение, которое преодолевается, конечно, когда человек по-настоящему узнает жизнь за Христом, и то, как он за Ним идет, как идет церковь, как идет осваивать всю культуру, знания человеческие, все устремления, все реализуется.

Второе искушение - искушение зрелого возраста, когда человек начинает впадать в такое саможалением: «Вот, я столько положил на детей, вот я столько потратил, а мне кто-то там невнимательно отвечает. Вот, я болею, и здоровья нет. Надо заняться своим здоровьем, что-то стало плохо», - говорит человек, когда ему лет так 75-80. Но совершенно ясно, что с возрастом, здоровье, конечно, не улучшается. И это тот самый крест, который, да, надо спокойно взять и идти за ним и не начинать себя жалеть. Ясно, что всех нас конец жизни ожидает, но важно придти достойно. Есть такое важное измерение человеческой жизни. Оно называется словом «мужество». Мужественно принимать все эти неизбежные, с возрастом приходящие немощи.

Но, в сегодняшнем Евангелии Господь говорит еще и другое, и самое главное: «а что же ждет человека в конце этого пути?» В конце есть такие слова: «Истинно говорю вам: есть между вами, которые не увидят смерти (то есть еще до смерти, еще до будущего века), как увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». И, если мы будем читать дальше  за этим стихом 9-ой главы Евангелия от Марка, мы прочтем повествование о преображении, как ученики увидели Господа, преобразившегося во славе Своей. «Показавый ученикам славу Свою, якоже можаху», - поем мы в день Преображения Господня. И это же Евангелие нам как бы напоминается и сегодня.

Господь не всегда слышит наши молитвы. Быть может, не всегда нам на пользу то, что мы будем желать. Но Он всегда исполняет Свои обещания. И вот это место Евангельское – яркая иллюстрация, когда сказал Своим ученикам и спустя 6 дней взял их на гору и преобразился пред ними, показав славу Свою. Это, конечно, не только ученикам, но предстоит и всем нам, если мы решимся на этот путь. Решимся на риск веры, доверимся словам апостола Павла, которые говорятся в сегодняшнем отрывке из послания к Галатам, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою во Иисуса Христа». Не просто внешнее исполнение дел и правил, а вера-доверие во Иисуса Христа. Но важно еще понять вот это слово «оправдывается». В чем собственно оправдываться? Оправдывает свою жизнь. Оправдывает свой дар жизни, дар бытия, что он проходит этот дар не зря. Он не пропадает в его жизни. Он целиком приносит те плоды, тот дар жизни, который каждому из нас Господь дал, когда мы родились.

Пусть Господь благословит наши сердца, чтобы мы размышляли об этом, об этом пути за Христом, об этих неизбежных трудностях и страданиях и о той славной победе, которая непременно ожидает каждого из нас.

Аминь.