протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 11-10-2009Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодняшнее Евангельское чтение нам рассказывает о том, как Иисус во время Своего земного служения однажды приходит в молитвенный дом, который называется синагога, значит, «собрание».  Туда собирались люди для молитвы, для того, чтобы читать вместе Слово Божие, конечно, еще Ветхого Завета, пророков, псалмы. Потому что это было то время, когда Евангелие еще не было написано. Оно было написано уже после того, как Иисус воскрес. И в этом собрании людей оказался один больной человек, как бы мы сейчас сказали, больной психически, с припадками тяжелыми. И этот человек стал кричать громким голосом Иисусу: «Оставь нас, что тебе до нас. Выйди отсюда!» Потому что, действительно, бывает так иногда, что люди психически нездоровые, больные как-то странно себя ведут, иногда могут что-то вскрикивать. Но в данном случае этот злой дух, который был в человеке, он стал кричать, чтобы Иисус ушел и оставил их. А Иисус сказал ему со властью: «Замолчи и выйди из него!» И этот человек упал, как будто ему стало плохо, как в обмороке.  И вскоре после этого встал, и оказался уже совершенно здоровым.

Дело в том, что в то время действительно полагали, что большая часть заболеваний или вообще все болезни происходят от того, что в человека вселяется какая-то нечистая сила, злой дух. Сейчас мы понимаем, что есть разные заболевания. Есть заболевания, которые вызываются разными вирусами, бактериями – грипп, например, простуда и прочее, прочее. Но действительно есть таинственные заболевания, духовные, и человек не знает их причину. Может немножко лекарствами как-то их облегчать, но исцелиться от этих болезней не может. И, во всяком случае, мы по многим случаям, когда человек становится необычайно злобным, агрессивным, мы понимаем, что не только он сам такой злой, а что-то в него вселилось – какая-то злая сила. Так что действительно, это представление о том, что в людей вселялись бесы, оно не отметается ни современным богословием, ни современной наукой.

И для нас эта история поучительна в двух отношениях. Первое – это то, что Иисус имел власть над этими нечистыми силами. И эту власть Он дает Своим ученикам. Власть, которой пользовались апостолы, многие святые люди. Власть, которую, к сожалению, мы, большинство из нас, мы не имеем. Но все равно мы имеем власть и возможность призывать имя Божие, призывать в молитве, чтобы этим людям была оказана помощь. Чтобы этот злой дух, который иногда людьми овладевает совершенно беспричинно, в виде какой-то ненависти к другим людям, злобы, гнева, ярости, желания кого-то убить и т.д., чтобы это все ушло из человека. Вот эта власть дана нам тоже.

А второй, и очень важный тоже для нас, вывод здесь состоит в том, что эти нечистые духи – бесы, что они прекрасно понимали, кто такой Иисус. Понимали даже лучше, чем обычные люди, которые приходили в этот дом молитвы. Люди думали: «Ну, да, конечно, Иисус хорошо проповедует, говорит хорошие слова». Но, во всяком случае, они не понимали, кто же Он на самом деле. А эти бесы прекрасно понимали: «Знаем, Кто Ты, Святый Боже. Ты пришел, чтобы нас погубить». И вот для нас здесь очень важный вывод, что в отношении к Богу, в отношении к Господу Иисусу важно не просто знание о том, Кто Он был. А важна любовь к Нему, важна вера в Него, что действительно Он – Сын Божий, Который пришел спасти человека от всякого зла. И наша жизнь вся определяется тем, насколько мы любим нашего Господа.

А любить Господа может всякий человек, даже самый маленький ребенок может любить Бога. Помню, как наши дети, когда были маленькие, годика 3-4, когда кто-то приходил, то первое, что они спрашивали об этом человеке (не тогда, конечно, когда он был, а тогда, когда он уже уходил): «Скажи, а этот человек любит Бога?» Для них это было самое главное в характеристике человека: любит ли он Бога?

И действительно это так важно, чтобы мы не просто знали о Боге. Человек может прекрасно знать Библию, знать значение тех или иных слов, переводы, комментарии и все прочее,  а любви к Богу не иметь. Толстой прекрасно знал Евангелие, но он не любил Иисуса, и решил написать свое евангелие. Конечно, оно получилось несравненно примитивнее и беднее и, так сказать, бесполезнее. Это совершенно ясно. Поэтому важна любовь к Богу.

И у нас часто возникает такой недоуменный вопрос: «А что такое – любить Бога?» Любить Бога – это значит радоваться жизни. Бог создает жизнь. Бог создает свет. Вот сейчас солнышко светит сквозь окна, и сразу нам становится приятнее и радостнее, потому что свет – это как бы знак того, что Бог есть, знак того, что Бог любит мир. Первое, что сказал Бог, когда творил мир: «Да будет свет!» И стал свет. Так что свет – это как бы символ. Господь Иисус говорит: «Я – свет миру». Тот, кто ходит во тьме, тот не знает, куда идет. А когда человек имеет свет, когда имеет учение Христа, любит Христа, тогда перед ним дорога ясная: он видит трудности, опасности, но получает силу их обходить. А если человек не знает света, он совершает какие-то нелепые, глупые поступки в своей жизни, только потом уже думает: «Ну, вот, зря я так сделал. Что же теперь делать?» Оказывается как в тупике – в яму провалился и не знает, как оттуда выбраться. Любить Бога также означает любить все Его творения: любить прекрасное голубое небо, любить прекрасные цветы, прекрасных бабочек, животных – кошек, собак, и т.д. – все сотворенное. И когда мы начинаем изучать весь этот прекрасный божий мир, то мы еще более поражаемся его прекрасному сложнейшему устройству.

Это значит любить человека, как произведение Божие. Потому что когда мы смотрим на человека, на его суть, на то, что в нем есть хорошего и доброго – то, что вложено Богом, Его образ и подобие – то мы в каждом человеке можем найти то, что в нем можно полюбить. Конечно, когда мы смотрим на его злобу, на его плохие поступки, конечно, их трудно любить. И не нужно плохое любить, нас никто не заставляет это делать. А любить то хорошее, то доброе, что есть в каждом человеке.

Вот давайте об этом с вами помнить – что нам важно не просто знать об Иисусе, не только верить в Него, но важно Его любить. Давайте об этом просить. И это первое, что заповедано Богом человеку. Какая первая заповедь? «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою, всем помышлением». Всем человеческим существом. И будем просить Бога о том, чтобы Он умножил в нас эту любовь, потому что от этого зависит вся наша жизнь. Если у нас будет любовь к Богу, и жизнь наша тогда будет радостной, светлой, несмотря на трудности, несмотря на какие-то, может быть, болезни, несчастья. Все равно мы будем знать, что Бог есть, и что Он любит нас, а мы любим Его.

Аминь.