протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
11 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 11-10-2009Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

Сегодняшнее Евангельское чтение называется по-разному – иногда «Призвание апостолов на служение», а иногда называется «О чудесном лове рыбы». Оба названия вполне подходят для этого события, и само событие чрезвычайно радостно и назидательно для каждого из нас. Господь Иисус проповедует на берегу, и множество людей Его обступает. И вот Он просит у Петра лодку для того, чтобы немного отплыть от берега, где Его народ теснил, и с лодки учил народ. А после сказал Петру: «Отплыви недалеко на глубину, и брось сеть с правой стороны лодки». Петр Ему возразил невольно: «Наставник, мы всю ночь трудились и ничего не поймали. Но по слову Твоему сделаю – брошу сеть». И как только бросил, почувствовал, что сети натянулись от множества рыб – целый косяк рыб зашел в сети, так что даже не мог вытащить. Позвал своих друзей Иоанна, Иакова, брата его. И вот они наполнили обе лодки огромным количеством рыбы.

И Петр вдруг понял, что это не простой человек. Это не просто один из многих учителей странствующих, которые были в то время. И пав коленом Господу говорит: «Господи, выйди от меня, потому что я - грешный человек». Ужас объял его от множества рыб. То есть, у Петра (хотя он и простой человек, рыбак) было вот это ощущение святости, ощущение какой-то величественности этого Человека, по слову Которого был такой огромный улов. А Господь ему сказал: «Не бойся, отныне будешь ловцом человеков».

И для нас это замечательный пример, потому что когда мы надеемся только на наши человеческие силы, то часто наши труды оказываются бесплодными, как у этих рыбаков, которые всю ночь трудились и ничего не поймали. Часто мы, вроде, читаем Евангелие, ходим в храм, и жизнь протекает все как-то единообразно – какие-то вещи происходят от грехов, от которых нам трудно отказаться, трудно преодолеть: осуждения, раздражение, какие-то вредные привычки… И происходит это от того, что не произошло этой встречи, не произошло этой решимости, как у Петра: «Я много раз пытался, но ничего не получилось, но по слову Твоему сделаю то-то и то-то».

И так это бывает важно – сделать именно по слову Господа, решиться на это. И тогда мы увидим, что происходит такое же чудесное приобретение. Так важны для нас эти слова Господа: «Исследуйте Писание, ибо вы думаете найти в них жизнь, а они свидетельствуют о Мне». Так важно для нас исследовать Писание, чтобы Библия не просто стояла у нас на полке некоей такой благочестивой книгой. И редко-редко мы находим минуты открывать ее, питать, питать себя словом Божьим. Это совершенно необходимо. Точно так же, как и молитва. Молитва немного займет времени, 5-10 минут, но сердце ориентируется совершенно по-другому.

И это важно не только для нас самих. Ведь сейчас уже двадцать лет, практически, как церковь свободна, уже выросло новое поколение в условиях свободы. А между тем, очень часто бывает так, что Евангелие целиком, не отдельные странички, мало кто прочел. Наверное, процентов пять населения России, не больше. И многие дети, которые уже выросли в это время, отходят от церкви. Почему? Потому что, родители как-то не сумели их наставить, не сумели передать им свою веру. И когда я спрашиваю: «А вы молились вместе с детьми?» (сейчас девочке, скажем, лет 12-14), мама отвечает: «Да, нет, мне всегда как-то казалось так неловко, мы как-то не молились». Значит, не было родительского примера, не было такого желания приобщить ребенка к своей вере. Конечно, это не значит, что с ребенком надо встать и вычитывать по-церковнославянски все утреннее правило. Этот ребенок через два-три дня взбунтуется, и для него это будет тяжкий груз. А своими словами как-то, именно о той нужде, какая есть: «Господи, помоги моему сыну, дочке, Машеньке, сегодня в школе терпеливо уроки воспринимать, понимать все. Дай ей интерес, способность к учению». То есть, то, что детям понятно. И эти краткие, может быть, несколько предложений, для них станут каким-то привычным обращением за помощью к Господу, потому что очень многое в этой жизни мы не можем преодолевать своими усилиями. Мы всегда понимаем, что необходима эта помощь свыше. И чтобы постоянно было это питание, питание духовное в нашей жизни. Как это было с Петром: «Я трудился и ничего у меня не получилось, но по слову Твоему - заброшу сеть».

Вот так же и мы [должны] жить по слову. Не просто свои усилия – они, конечно, необходимы, абсолютно необходимы. Но необходимо еще это упование, обращение, эта личная Встреча, как произошла у апостола Петра и он понял, Кто перед ним. Это наше глубокое осознание, Кто призывает нас читать Его слово, Кто призывает нас быть в храме. Потому что, если человек ходит в храм где-то раз в полгода, то, понятно, что многому он не научится. Как в любом деле – если мы будем раз в полгода заниматься, например, ходить на какую-то тренировку по теннису или по любому виду спорта, или учить иностранный язык и брать уроки раз в полгода или раз в год, - результата, конечно, никакого не будет. Необходимо постоянство. И в храме необходимо, по крайней мере, два раза в месяц быть, так чтобы действительно идти на встречу с Господом. Это не мешает совершенно домашней молитве, личной молитве. Это два разных вида, которые друг друга дополняют.

Давайте об этом помнить и идти этим путем. Тогда увидим, что у нас появятся силы преодолевать и вредные наши привычки, с которыми мы ничего не можем сделать сами по себе, и идти дальше по пути духовного роста. Пусть Господь нас благословит, чтобы нам помнить всегда вот о чем: есть такой замечательный образ – чтобы сорняки не росли на каком-то участке земли, важно засеять его какой-то полезной растительностью: клевером, травой газонной, которая будет заглушать сорняки. А если ничего не будем делать, то они сами налетят и будет расти какой-нибудь чертополох. Так, что важно возделывать почву нашего сердца.

Пусть Господь нас благословит, и чтобы эти слова апостола Петра как бы врезались в наше сердце: «Мы трудились всю ночь, ничего не поймали, но по слову Твоему брошу сеть».

Аминь.