протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
17 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 17.10.2009Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

В свое время Лев Николаевич Толстой писал и говорил, что он не верит в воскресение Христа по той причине, что воскресший Иисус, как утверждал Лев Николаевич, не сказал ничего особенного своим ученикам. По-видимому, великий писатель полагал, что воскресший Иисус должен был рассказать ученикам о потусторонней жизни, о том, что их ждет за гробом, как это все будет происходить. Ну, словом, дал бы такое полное описание потустороннего мира. Но мы видим, что этого нет, но есть другое. Есть потрясающая встреча с воскресшим Христом. И уже само это событие, по-видимому, без подробных описаний, является достаточно грандиозным, необходимым для веры. И, когда мы читаем эти отрывки из четырех Евангелий о воскресении Христа, то мы как бы переносимся в это удивительное время, в эти удивительные часы переживания и опыта встречи с воскресшим Христом. И они для нас важны с одной стороны, как свидетельство, как возможность представить себе внутренний мир учеников Христа и его учениц. А с другой стороны, они представляют собой как бы некую модель поведения человека, когда он встречается с Богом.

И вот здесь мы видим, что Мария Магдалина приходит ко гробу рано утром, несет ароматы. Другие евангелисты описывают, что несколько женщин пришло. Это, в сущности, не так важно. Важно, что приходят тогда, когда еще едва-едва всходит солнце, то есть заканчивается субботний покой накануне уже с наступлением ночи следующего, первого дня недели. И, едва рассвело, когда можно уже увидеть, найти дорогу, они приходят к могиле, туда, где Господь похоронен. (Еще раз напомню, что это не было такой могилой, как у нас - когда закапывают человека в землю. Это была некая пещера, большего или меньшего размера в зависимости от состоятельности обладателя этого места захоронения. Словом, небольшие вырубленные, как правило, в скале помещения, где клали покойника, и перевязывали его пеленами с благовониями, и закрывали вход в пещеру большим камнем с тем, чтобы дикие животные не повредили тело усопшего).

И вот, они видят, что камень отвален, и весь этот ужас Голгофы, распятия, этого унижения, этих страданий – весь этот ужас, совершенно безмерный, еще дополняется тем, что похитили тело. Тело украли. Быть может, враги Иисуса не оставляли Его и умершим в покое и как-то похитили Его тело, чтобы и дальше глумиться над Ним. И этот ужас переживания приводит к тому, что она зовет учеников, Петра и Иоанна. Они приходят, и один из них, Иоанн, увидел и уверовал, увидев одни только пелены, видя, что тела нет в них. Пелены лежат, а тело исчезло. То есть, ясно, что не унесли, потому что иначе пелены тоже исчезли бы. И он, как сказано, «увидел и уверовал». Петр, как человек мистически менее чуткий – он был больше человеком практического склада, лидером, который всегда впереди: он первым отвечает на вопрос Иисусу, он первым бросается в воду, когда видит воскресшего Иисуса на берегу – словом, он везде выступает как такой лидер, действительно, по своей структуре. И, действительно, ему Иисус говорит: «Ты Петр – камень, и на этом камне Я создам церковь, и дам тебе ключи от царства». То есть, Иисус как бы совершенно без всякого колебания ставит его лидером этой маленькой первой церкви из двенадцати учеников. Но, в отличие от Иоанна, он не уверовал еще от того, что он увидел, он уходит «в себе дивяся бывшему».

И вот мы видим, что Марии Магдалине, ее горю совершенно не помогло то, что она позвала учеников, то, что они вошли и что один даже уверовал, а другой отошел такой озадаченный  - она все равно продолжала стоять и плакать у гроба. Происходит следующее удивительное событие – она наклоняется во гроб, то есть, в эту маленькую пещеру, и видит ангела у могилы. Ну, казалось, явление ангела для любого человека – это уже что-то совершенно потрясающее, совершенно выпадающее из нашего обычного жизненного опыта, и уже должно было бы дать какое-то утешение, надежду, но мы видим по тексту, что ничего этого не происходит. Она видит ангела. Он спрашивает: «Почему ты плачешь?» «Унесли Господа, и не знаю, где положили Его». И тут она видит, что кто-то приближается к этому месту. Полагая, что это садовник, быть может, сквозь слезы, не рассмотрев Иисуса, она говорит: «Господин, если ты взял Его, скажи, где ты Его положил, и я возьму Его». Обращается она к садовнику с такой странной, наивной просьбой.

И в ответ она слышит, что Он называет ее по имени: «Мария». Она тотчас понимает, что да, это Иисус. Она узнает знакомый голос, который много раз звал, который она прекрасно знает. И никто другой не мог в это раннее утро назвать ее по имени в этом саду. И она обращается к Нему: «Равуни!» и бросается к Нему. Но Он останавливает ее порыв и говорит: «Иди скорей и скажи ученикам, чтобы и они тоже знали о Моем воскресении». 

И вот мы видим, насколько важным было для нее - встреча с самим Господом. Не просто опыт учеников, которые были, как бы рядом, и сочувствуют ей, и не оставляют ее одну. Даже явление ангела не касается сердца, не дает утешения. Но встреча с самим Господом решает сразу все! Все проблемы. Все меняется сразу на противоположный знак – величайшее горе оборачивается величайшей радостью.

И мы видим, что эти события, переживания учеников смерти и воскресения Господа, действительно, являются удивительно важным описанием этой поразительной встречи с воскресшим Христом. Когда то, чего ученики не могли понять на протяжении трех лет проповеди Господа, были рядом с Ним, слышали Его учение, видели Его чудеса, и вдруг здесь, в одно мгновение все становится ясным. И так всегда, когда человек как бы встречается внутренне, духовно встречается с Богом, ему становятся ясны все вопросы, которые до этого вызывали сомнения, колебания, какие-то доводы и т.д., а встреча решает все.

И для нас с вами это тоже некая модель нашей встречи, нашего общениия с Богом. Когда опыт других людей, какие-то рассказы о чудесах («вот здесь вот ангелы встречаются»), конечно, они заставляют задуматься, как-то подталкивают нашу веру, поддерживают ее. Но в то же время, до того момента, пока мы не встретимся с Христом, именно в каком-то личном, именно очень личном и очень разном опыте переживания, мы не приходим к вере. Вопросы все равно остаются. И нам очень важно, нам, уверовавшим, вспоминать те моменты нашей жизни, не забывать о них, напоминать их себе. Потому что, ели будем полагать, что как-то все это запомнится, никуда это не исчезнет. Нет, к сожалению, это не так. Человеческая память так устроена, что даже очень важные события иногда смываются. А бывают события, каждую деталь которых, каждую секунду  запоминают – какая-то сильная боль, переживание. Но и они, к счастью, исчезают. И это хорошо, наверное. И поэтому так важно напоминать себе те переживания, когда мы впервые всерьез обратились к Богу, когда мы впервые всерьез почувствовали дыхание Святого Духа в церкви, в таинствах, в молитвах, в чтении Слова Божьего, в общении с людьми, на природе, в творчестве, в человеческих взаимоотношениях, в любви. Это то, в чем человек действительно по-настоящему встречает Бога. Вот в этих трех направлениях – на природе, любуясь ее красотой; в любви, таких глубоких человеческих отношениях; и в творчестве, когда человек понимает, что то, что входит в него, его самого значительно превосходит, это не от него, это действительно как бы Господь говорит через него. Это ощущали все великие музыканты, художники, писатели – что они как бы только орудия, открытые для того, чтобы Провидение, как они называли (мы понимаем, что это просто Бог), через них действовало.

И вот нам очень важно запоминать, и как бы внутренне обращаться вновь и вновь к этому нашему опыту встречи, потому что Он является самым главным основанием. Он является источником радости, жизни и веры.

Аминь.