протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 2009-09-13

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В сегодняшнем евангельском чтении нам предлагается, многим, наверное, хорошо знакомый эпизод исцеления расслабленного, которого его друзья, близкие приносят к Господу на носилках. Причём, рассказывается о том, что так много людей было вокруг дома, где был Иисус, что невозможно было подойти к Нему, и пришлось им залезть на дом и разобрать кровлю. Ну, в домах на юге часто кровля не над самими жилыми комнатами, а над галереями, которые окружают дом, так что это некий двор, но, тем не менее, конечно, понятно, что надо какие-то сделать усилия, подняться, разобрать, какие-то, конечно, люди, может быть, даже им препятствовали; во всяком случае, эти друзья для своего родственника, или знакомого, друга, делают что-то очень трудное, что-то необычайное, и вот эти необычайные усилия Иисус отметил.  Евангелист говорит: «Иисус, видя веру их …», видя, что люди делают эти усилия потому, что они верят, что Господь может это сделать. И действительно, они разбирают часть кровли, на верёвочках опускают носилки с расслабленным к ногам Иисуса. И Иисус исцеляет этого человека, прощая ему грехи. Здесь как бы две темы: первая тема – это горячая вера и желание друзей этого больного парализованного человека ему помочь, и вторая – то, что Господь обладает властью прощать нам грехи. В этом эпизоде Он эту власть показывает, потому что когда Он говорит этому человеку: «Чадо, прощаются тебе грехи твои», то многие из присутствующих в сердцах своих подумали «Он богохульствует, кто может прощать грехи, кроме одного Бога?». Но Иисус понял, что люди подумали так в себе, и это естественно было, это было сложно, потому что Он действительно несёт что-то абсолютно новое, не просто те или иные толкования закона, а проповедует со властью. И отмечали все: «Что это за новое учение, которое со властью проповедуется?» И говорит своим противникам, тем, которые Его осуждают за эти слова «прощаются тебе грехи твои», относящиеся к расслабленному, Иисус спрашивает у них: «Что легче: сказать расслабленному «прощаются тебе грехи твои», или сказать «встань и ходи»?» Ну, понятно, что «прощаются грехи» сказать легче, это внешне незаметное действие, прощены или не прощены – не понятно, а «встань и ходи» - это уже совершенно ясно, заметно – если Он скажет «встань и ходи», а ничего не произойдёт, - понятно, что это попытка с негодными средствами. Но, когда Иисус говорит: «Встань, и возьми одр свой – это носилки, - и иди в дом свой», - то люди увидели, что действительно Он имеет эту власть, раз имеет власть исцелять человека словом, то, значит, имеет и власть прощать грехи; и мы, конечно, к этой власти всегда прибегаем, когда приходим на исповедь, приходим с какими-то обидами, непрощением, с какими-то злыми помыслами, какой-то просто пустотой, и когда мы говорим об этом Господу в присутствии священника, мы действительно понимаем, что что-то важное входит в нашу жизнь, то, чего сами мы никак не могли из себя, так сказать, извлечь: возможность простить, возможность отойти от какого-то дурного помысла, какой-то дурной привычки, - не всегда, но, во всяком случае, достаточно часто это происходит.

Другое дело, конечно, - исцеление больного человека. И тут, конечно, мы встречаемся вот с этой проблемой, что мы часто молимся о больном человеке, близком человеке, всеми силами, но - ничего не происходит, по внешности, и, во-первых, здесь, конечно, обращается наше внимание вот на это сотрудничество человека и Бога; и для того, чтобы Господь сказал все эти слова, дал ему исцеление, им надо было услышать это, поверить, им надо было вместе собраться, взять этого человека, отнести… Мало того, когда подошли, видят, что вообще подойти невозможно - столько народу; подняться на кровлю, опустить и так далее… Понятно, что и нам требуется, чтобы помочь нашему ближнему, оставить какие-то дела, преодолеть наше нежелание тратить время, там какие-то у нас проблемы свои, а тут надо тратить время; и потратить на человека своё время, свои силы.

Но кроме этого, конечно, мы понимаем, что в любой ситуации часто бывает недостаточно одних наших человеческих сил, здесь на помощь выходит Сам Господь. Именно тогда, когда мы прикладываем всё, что мы можем, именно тогда в этой ситуации Господь выходит навстречу. Хотя, конечно, в жизни мы понимаем, что не всегда это происходит, к сожалению. Но, значит, в этом случае Господь попускает быть этой болезни, этой тяжести, этому несчастью, может быть, для того, чтобы сердца наши пробудить для чего-то очень важного. Подвигом иногда всей жизни становится эта помощь. Но для нас важно, чтобы в сердцах наших не возникало ропота: «ну как же, вот, в Евангелии написано: помогает, и всё…» Вот здесь и важна наша вера во Христа, потому что, в конце концов, это действие молитвы не заканчивается вот сейчас, раз не получилось – значит, ничего не выходит, а, конечно, продлевается на всю вечность, на всю жизнь. И меняет нашу жизнь, меняет жизнь того человека, о котором мы молимся, пусть это не происходит сразу, но важно, чтобы мы именно с доверием относились, ведь это и есть подвиг веры, когда несмотря на то, что вроде не получаем мы немедленного подтверждения часто, хотя нередко и получаем всё-таки, это тоже факт; но тем не менее, оставаться верными, оставаться верными Христу, и оставаться верными тем людям, которые нуждаются в нашей помощи. Будем помнить об этом, потому что помощь наша больным, близким, нуждающимся – она меняет всю атмосферу жизни, делает её совершенно иной, поэтому давайте об этом помнить. Часто наша жизнь кажется нам бесцветной, нет каких-то событий, нет какого-то горения, которое мы видим, может быть, у других людей, но Господь всегда вот теми нуждами, которыми Он нас окружает, Он показывает, что ты - нужен, твои усилия нужны, твоя вера нужна, лишь найти правильное применение, найти вот это русло, по которому пойти тебе в твоих делах. Давайте это помнить и просить о том, чтобы Господь дал нам и найти вот это направление наших сил, и дал нам силы не сворачивать, идти по нему. Аминь.