протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 октября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 18.10.2009 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

 

 В сегодняшнем Евангельском чтении нам даны слова Христа, которые говорят, в сущности, о том, какой должна быть жизнь христианина. И вот мы видим эти слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». В самом деле, когда ко мне приходят дети на исповедь где-то семи-восьми, десяти лет, я им всегда говорю о том, что самое главное - помни заповедь: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Эта заповедь дана еще в Ветхом Завете, и она проста и понятна для человека. И гораздо труднее заповедь: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобою». Потому что, нам гораздо легче сказать, что мы не хотим, чем сформулировать: «а чего же мы хотим? Как мы хотим, чтобы с нами поступали?»

 И вот здесь важно помнить о том, что, как правило, у человека его личность, его «я» нередко заграждает  от него не только ближнего, не только мир, но заграждает и Бога. И очень важно, как говорил митрополит Антоний Сурожский, этому своему «я» сказать: «Отойди, стань поменьше, потому что ты загораживаешь от меня весь мир и других людей». И Господь говорит такие вещи, которые в сущности именно и означают «быть христианином», потому что нередко бывает так, что если мы от этого далеки, то мы пока еще даже не христиане.

 «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? И грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые и вам делают добро, то какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают». То есть, это естественная нравственность человека (для этого даже необязательно быть христианином) - отвечать добром на добро.

 «Если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить, какая вам за то благодарность? И грешники то же делают. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего». Конечно, в буквальном смысле понимать это: «давайте взаймы, не ожидая обратно» безумно трудно, особенно если речь идет о довольно крупной сумме. К сожалению, сейчас так бывает, что люди просят, а потом не отдают, особенно если речь идет о родственниках, близких людях, которые считают: «ничего, обойдется как-то». Ясно, что речь идет не только об этом, а также и о том, что делать добро, не ожидая взамен ни какой-то похвалы, ни улыбки, доброго взгляда. Делать добро ради добра, чтобы не было этой корысти, какой-то отдачи, выражения благодарности непременно. Причем здесь очень характерно для евангельской позиции человека с одной стороны, когда речь идет о том, что сделали для нас, от нас ожидается, конечно, Бог ожидает, чтобы мы были благодарны. Когда мы согрешаем неблагодарностью, тогда, конечно, мы понимаем, что поступаем неправильно. Известный эпизод о десяти прокаженных, когда один возвратился, почувствовав, что исцелел, а Господь сказал: «Почему же один возвратился? Не десять ли исцелились? Да девять где? Как не вернулись воздать славу Богу?» То есть, когда речь идет о том добре, которое делается для нас, то здесь благодарность должна быть, и она естественна.

Но когда речь идет о том добре, которое делаем мы, то здесь ожидание благодарности может оказаться греховным, может оказаться корыстным - что мы как бы делаем для того, чтобы получить, чтобы нас похвалили, увидели и т.д. К сожалению, это нередко бывает.  Иногда даже возникает такой невольный помысел, когда человек даже не хотел бы этого, но он возникает. Хотя, с другой стороны, скажем, чувство радости от того, что удалось сделать какое-то хорошее дело, удовлетворение не является греховным. Нередко люди каются в этом на исповеди, что вот «я сделал что-то доброе, и у меня такая радость». Ну и замечательно! Очень хорошо! Но всегда скажи: «Господи, слава Тебе, что мне удалось это дело сделать». И тогда этот помысел - «какой я хороший, замечательный», отойдет. Так что, здесь мы всегда должны помнить об этих неравных отношениях: то, что ожидается от нас, когда нам делают доброе, это – благодарность. И что мы должны ожидать, когда мы делаем доброе другому – вот там мы не должны ожидать, требовать благодарности, как бы делать с тем, чтобы получить какую-то похвалу. И нам очень важно помнить об этом.

Конечно, совсем трудно – «любите враги ваши». Потому что люди сразу представляют это как, скажем, любить Сталина или Гитлера и т.д. Здесь не нужно впадать в такие фантазии, потому что мы лично с ними знакомы не были, а дел их, конечно, мы любить никак не можем, а только приходить от них в ужас и негодование. И правильно. А речь идет о самых близких наших людях и о тех людях, которые так или иначе что-то сделали для нас дурное. А что значит любить? Любить – это, прежде всего, как говорит апостол Павел, «любовь долготерпит». То есть, не бросаться сразу с осуждением, а как-то подумать о том, что надо потерпеть, возможно, человек устал, или чем-то раздражен. Может, что-то еще. Человек не получил какое-то образование, он не общался с людьми культурными. Он не имел, так сказать, примеров поведения в такой ситуации. Не было у него этого, он лишен был этого. Поэтому не спешите осуждать, что, мол, «понаехали» или «люди себя не так ведут». Потому что, если человек приезжает сюда работать за какие-то очень скромные деньги, а там семья ведет почти голодное существование, где-нибудь там, в Таджикистане, Узбекистане. Значит, он приехал не от хорошей жизни. Человек наоборот несчастен, что он оказался в такой новой совершенно для него ситуации, и поэтому важно здесь проявить именно терпение. Терпение, снисхождение, великодушие. Этого ожидает от нас Господь. Если мы этого не умеем делать, мы еще не стали на христианский путь, а только пытаемся пойти. Это те вехи, которые нам указывают, что если мы даже делаем добро, то так, чтобы это не унижало человека, чтобы человек не чувствовал себя непременно обязанным нам чем-то за это отплатить.

Это должно быть, конечно, великое искусство для нас. И Иисус нам поясняет это очень ясным примером: «Давайте взаймы и делайте добро, не ожидая ничего. И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ к неблагодарным и злым». В самом деле, вот солнце светит не только на добродетельных людей, но и на нас, грешников. Дождь выпадает не только на участки людей благочестивых верующих, которые в храм ходят, каждую неделю причащаются, но и на все участки дачного поселка, и т.д. Так что от нас ожидается вот такое же отношение.

Будем с вам об этом помнить и к этому стремиться. Конечно, это очень трудный путь. Но путь совершенно ясный и прозрачный. Есть замечательные слова нашего чудесного поэта Максимилиана Александровича Волошина: «Мы отдали, и этим мы богаты. И мы рабы всего, что жаль отдать». Те же самые мысли, но выраженные в более, может быть, ясной, применительно к нашей культуре, форме.

Аминь.