протоиерей Александр Борисов
Проповедь
4 ноября 2009

Фонограмма


 

прот. Александр Борисов 18.10.2009

Сегодняшний день – день особенный. Мы все знаем, что, во-первых, Церковь всегда в этот день праздновала событие 1612 года, когда народное ополчение, которое имело святыню Казанской иконы Божией Матери, принесенную в Москву, вдохновленное этой иконой, одержало победу над отрядами поляков, которые были в Кремле. И была установлена русская государственность. Время было очень тяжелое. Прежде всего потому, что после правления Ивана Грозного, который обескровил страну своими репрессиями и бесконечными войнами. Понятно, что когда эта крепкая рука ушла, то все люди оказались без этой постоянной власти, которая всех так страшила, пугала и так далее. И понятно, что начались раздоры и брожения, кто куда – тут и казаки, и поляки. Как писал в известном стихотворении Алексей Константинович Толстой:

«Поляки и казаки
Нас паки бьют и паки;
Мы без царя как раки
Горюем на мели.»

И вот народное ополчение, возглавляемое князем Пожарским, человеком совершенно удивительным и замечательным, человеком, несмотря на большое имение, большую знатность, авторитет и прочее, бескорыстно служащим своей стране и желавшим именно восстановления единства народа. Потому что страна Российская находилась на грани распада, и, собственно, решалась ее историческая судьба: она могла стать частью Польско-Литовского княжества, распасться вообще на кусочки, а могла вернуться и восстановиться на основах государственности и православной веры. И вот произошло второе. Именно это было чудо, потому что в этот день вот эти войска, которые перед этим еще 3 дня постились, что говорило об их большой надежде именно на Бога, потому что понятно, что перед сражением человеку надо, наоборот, как следует выспаться, наесться, чтоб иметь силы физические, но люди вот поверили и, действительно, надеялись больше на силы духовные. Так или иначе, отряд этот поляков был из Кремля прогнан. И единство стало потихонечку восстанавливаться – не сразу, но, по крайней мере, вскоре боярские собрания избрали династию Романовых, и порядок был более или менее восстановлен. Русь избрала, все-таки восстановила свое самостоятельное существование как православного государства.

Но особенность этого праздника заключается еще и в том, что некоторое время назад (кажется, года 4 или 5) празднование Октябрьской революции 7 ноября было заменено, и в качестве государственного праздника был предложен вот этот праздник освобождения Москвы от поляков и всех этих мятежных отрядов.

Конечно, всякая традиция, когда она меняется, то всегда это неизбежно какая-то искусственность. Всегда людям кажется: нет, лучше б оставили вот то, там, 7 ноября, пятое-десятое… Хотя, конечно же, никто особенно не вникал в то, что там происходило 7 ноября, никто не давал исторической оценки в массе народа – мы праздновали и праздновали, называя это Октябрьской, хотя праздновали в ноябре… - ну, понятно, переход на новый календарь в гражданском обществе произошел, поэтому Октябрьская революция празднуется 7 ноября – такое немножко непонятное дело, но все уже привыкли и никто этим вопросом не задавался. Я помню даже, у нас в семинарии такой был преподаватель, который вызывает у нас студента, не очень такого смышленого, говорит: «Ну, давай вот, когда Октябрьская революция произошла?» - «Вот тогда-то, в 1917 году» - «Ну, а какого числа-то мы празднуем?» - «7 ноября» - «А почему же Октябрьская называем?» - ну, студент оказывался в тупике и всё. Ну, это ладно…

Во всяком случае, ясно, что с изменением государственного строя в России, с отстранением от власти коммунистической партии, конечно, изменяется и ее историческая судьба. Конечно, всё могло бы быть иначе. В то время, в 91-м году, настроение общее народа было таково, что вполне было представимо, что запрет коммунистической партии будет навсегда, что, подобно Нюренбергскому процессу, будет нечто такое обличающее все злодеяния этой партии и советской власти на протяжении 70-и лет, уничтожившей более 37 миллионов (ну, по разным оценкам цифра колеблется, но где-то от 25 называют до 60 миллионов людей) в России. И страна могла бы иметь сейчас население вдвое больше, чем она имеет. Сейчас по численности населения Япония приближается уже к нам – вот эти маленькие островочки японские, там проживает такое же количество людей, как на огромной российской территории – вот такая странная сложилась обстановка.

И конечно, мы сейчас переживаем очень трудное время перехода с одних исторических рельс на другие. И поскольку не сложился, так сказать, никакой Нюренбергский процесс над компартией, не сложился ее запрет, она по-прежнему осталась, ностальгия существует, люди вспоминают всё самое хорошее. Тем более были молодые, всё было радостно и хорошо, а про массовые репрессии и непомерную, страшную цену за выигранную войну - Сталин войну выиграл, но какой дико страшной ценой, это подорвало народные силы невероятно – об этом люди забывают. Но так или иначе, мы живем в это время, и мы должны уже как-то делать для себя эти выводы.

Я думаю, что первый вывод прежде всего в том, что всякое такое событие, как бы оно ни казалось сверху спущенным (вот давайте, мол, 7-го ноября праздновать), конечно, здесь учли совет святейшего патриарха Алексия, человека чрезвычайно мудрого, доброго, глубокого, духовного. И думаю, что всё это произошло не случайно. Без воли Божией, как мы знаем, ничего не происходит, тем более такие события перенесения праздника с одного дня на другой, с одного события захвата власти большевистской фракцией РСДРП, на освобождение от поляков Москвы – конечно, всё это не случайно. А раз так, раз Господь это попустил, то думаю, что нам надо подумать, какое же это может всё-таки иметь для нас значение, к чему это страну нашу призывает? Я думаю, коль скоро перенесено на религиозный праздник, то, наверное, и акцент смысловой должен быть именно христианский, религиозный. Не просто что вот мы такие сильные, замечательные, прогнали поляков и так далее, а что было побуждением именно исполнить волю Божью, исполнить что-то такое, что для Бога важно в отношении нашей страны, нашего народа. И поэтому важно именно внимание сосредоточить: самая обстановка, сам факт установления в этот день праздника обращает внимание всех людей именно на его христианское происхождение, помощь Божию, которую страна получила. А раз помощь Божию, значит, мы должны понимать, а что же Бог от нас хочет. А ведь это совершенно ясно сказано всё в Библии, в Евангелии, т.е. нам прежде всего надо именно смотреть не на традиции всякие, кто был сильнее, кто слабее, а на то, что же нам говорит Господь.

И вот то, что это праздник Казанской иконы Божией Матери, то, что это как бы праздник памяти иконы, всех событий, которые связаны с этими иконами, фиксируется открытие христианами того, что близкие ко Христу, к Иисусу люди, они тоже получают особую благодать молитвы за людей, оказывая им помощи, когда они особенно в этом нуждаются. У нас множества праздников: Покрова Божией Матери, праздник иконы Владимирской Божией Матери – всегда, когда люди и государство, страна, город находятся на грани уничтожения – есть праздник Знамения Божией Матери, в Новгороде чудо защиты, и так далее, очень много таких событий. Т.е. совершенно ясно, что этот факт заступничества за людей перед Богом святых, тех, кто были близкие (а кто мог быть ближе, чем Мать Господа?), что оно действительно является источником помощи и вот в чисто житейском таком плане. А поэтому для нас очень важно обратить внимание именно на то, что же для нас означает Мать Иисуса, что мы знаем из Евангелия.

Евангелие говорит о Ней очень мало. И тем более для нас важно, что же оно нам говорит. В Евангелии, собственно, слова Марии, пожалуй, единственные, когда на браке в Кане Галилейской слугам, которым Иисус говорит о том, чтобы наполнили сосуды водой и так далее, Она говорит: «Что Он вам скажет, то сделайте». Думаю, что вот эти слова, очень краткая и простая фраза, но для нас они чрезвычайно важные. «Что Он вам скажет, то и сделайте». Значит, мы должны прежде всего в этот день смотреть, что же нам говорит Иисус. А Иисус нам дает Евангелие, в котором говорит о том, что все люди – дети Божии, что Бог хочет каждого человека спасти, что всякие вражда, распри, не только между христианами, а вообще между людьми – это есть нарушение плана Божия, нарушение заповеди Божией о любви. Когда мы начинаем говорить: вот, там, понаехали, пятое-десятое… - если люди приезжают, бросают свои семье, бросают свои насиженные места, дома, значит, они находятся в крайней нужде. Они просто так не приедут. Значит, мы должны понимать, что раз приехали… Значит, мы должны к ним относиться с пониманием. Пусть нас раздражает их некультурный язык и прочее, прочее. Мы должны понимать, что вся земля Божия, и мы не можем сказать: вот это вот земля наша, а вот они к нам приехали. Какая «наша»? Она не наша, она Божья! Если говорить исторически, то до нас здесь жили какие-то финские племена, которые мы вытеснили, в Америке жили индейцы, которых американцы уничтожали, и так далее, и так далее. Т.е. вся история наполнена этой борьбой за землю. А земля Божья!

Помню, как однажды еще в советские времена был в Эстонии, там гуляли по парку… А эстонцы еще тогда были настроены антироссийски - понятно, причины есть… И вот двое молодых людей, подвыпивши были: «вот, вы к нам приехали, сюда, на нашу землю…» И одна женщина очень хорошо им сказала: «А что значит «на нашу землю»? Вся земля Божия». И как-то они так вот сразу смутились и это их кураж как-то убавило.

И вот я хотел обратить внимание на то, что говорится в этом отрывке из послания к Филиппийцам, который читается всегда во время празднования икон Божией Матери. Апостол Павел обращается к общине, как бы имея в виду, что есть какие-то нестроения, есть какие-то разногласия. И тем не менее, «если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, если есть хотя бы немного, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны». Вот об этом говорит: единодушие во Христе, единомыслие во Христе. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». И далее говорится очень важная вещь: «Он, будучи образом Божиим…» - вот тут надо исправить, каждый в своих книжечках, в русском переводе синодальном не точный перевод – «не почитал хищением» и так далее. Место трудное, и по-гречески трудное, и в переводах (и во французском, и в английском) тоже разные есть варианты. Но думаю, что всякий близкий по смыслу вариант - не «почитал», а «не искал хищением быть равным Богу» - намек на кого? – конечно, на Адама, который хищением, воровством, нарушением заповеди, хочет быть «как боги», берет этот плод, которые ему жена предлагает, и хочет стать как бог, а оказывается голым зверем. И вот важно: Иисус, «будучи образом Божиим не искал хищением [т.е. хитростью], быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, даже смерти на кресте. Поэтому и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».

Ну, известны слова Евангелия, неоднократно повторяются, что тех, кто превозносит себя, Бог смиряет, тех, кто смиряет себя, Бог превозносит. И это важно не только в личной жизни каждого человека, но важно в жизни государства. Всякое государство, которое начинает превозноситься, оно смиряется. Примеры многочисленны: Германия, СССР распалось и так далее. Наоборот, государства, которые смиряются: та же Германия после войны – там, действительно, и экономический успех, и нравственный успех. Так что есть нам чему доброму поучиться.

Вот давайте помнить об этом. И мы, как верующие люди, давайте оценивать этот праздник как некий промысел Божий, направленный на то, чтобы мы, действительно, созидали свою страну на христианских началах. Не на началах самоутверждения, запугивания всех – вот нас раньше боялись, теперь не боятся – а на основании именно помощи друг другу и всем другим народам, памятую, что Земля очень маленькая для всех нас. И единственная заповедь, которую человечество исполнило, - «плодитесь и размножайтесь» - размножилось, так сказать, в избытке. Важно, чтоб всё это дело прокормить, чтоб жизни людей была нормальной, соответственно замыслам Божиим. И основанием для жизни нашей страны должно стать Евангелие. Тогда, действительно, то именование Руси святой как некая не реальность, а мечта, но мечта достойная и прекрасная. Но чтобы нам не путать ее всё-таки с реальностью, понимать, что это есть лишь идеал, это цель, а не состояние уже достигнутое. Давайте об этом с вами помнить, и когда приходится нам говорить с кем-то с другими, отстаивать все-таки вот эту позицию, христианскую, которой я старался сегодня с вами поделиться.

Аминь.