протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
8 ноября 2009

Фонограмма


 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Люди моего поколения, а может быть, и немножко моложе, в свое время учили замечательную цитату из Николая Островского, советского писателя. О том, что «жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Прекрасная форма, и, конечно, всё зависит от того, какое вкладывается содержание в эту вот наполненную жизнь. И ясно, что сегодняшняя притча как раз рассказывает о двух людях, из которых один был беден и просто нищ, а другой был богат и имел всё. И вот жизнь, которую он прожил (этот второй, богатый), в сущности была пустой. И когда душа его страдала от этой бесцельной жизни, находясь уже в потустороннем существовании, то он просил Авраама, чтобы он послал этого Лазаря, утешающегося на лоне Авраамовом, как сказано (такой вот образ поэтический), чтобы хотя бы на минуту остудил перстом, окунув в холодную воду, его язык. Ну, понятно, что это некий образ каких-то таинственных мук человеческой души, которая видит свою жизнь прожитой в бессмысленном, бесцельном благополучии, в веселии, но без всяких плодов.

И был-то ведь он человек не плохой. Это видно из того, что он просит: отче Авраам, пошли Лазаря, у меня 5 братьев осталось там, чтобы они не пришли на это место мучения. Т.е. ясно, что он думает не только о себе, думает о братьях. А Авраам ему говорит, что у них есть Закон и Пророки, пусть их читают и по этим законам живут. Богач отвечает: да нет, они не слушают, а вот если кто из мертвых воскреснет, вот тогда они уверуют. И Господь ему говорит, что если и не слушают Авраама, и Пророков, то даже если кто-то из мертвых воскреснет, не поверят.

И действительно, мы знаем, что бывает так, что в жизни у людей совершаются удивительные какие-то чудеса, чудесные события, и тем не менее, они остаются равнодушными к вере, они не принимают даже таких чудес, какие из ряда вон выходящие в их жизни. Иногда люди говорят так, что вот всё обычно, всё это природа, и ничего особого не происходит. Но, между тем, если мы посмотрим внимательно на то, как организована хотя бы просто Солнечная система, то увидим, что миллиардная доля вероятности того, что это всё произошло случайно. Современная физика говорит об антропном принципе, т.е. о том, что с самых первых мгновений существования этого взрыва, первого атома, всё развитие шло так, чтобы появился человек. И что дом как бы заранее, за миллиарды лет, был приготовлен для человека. Потому что, если бы что-то немножко было иначе, то существование жизни, человека было бы невозможным. Ну и много других сейчас может быть доказательств.

Думаю, что прежде всего люди не обращаются из-за легкомыслия. Из-за того, что смотрят поверхностно на жизнь, не понимая того, что кроме видимого мира есть масса невидимых и важнейших вещей, которые невозможно ни проверить, ни взвесить, ни как зафиксировать, потому что самое главное – невидимое в человеке: любовь, дружба, самопожертвование, вера, добро – всё это, оно невидимое, это никак не измеришь.

Но есть еще и другая причина вот этого противостояния вере и осмысленной жизни, ориентированной именно на вечность, к которой каждый из нас призван. Это наше с вами хождение в вере. Когда, к сожалению, множество людей, которые считают себя христианами, верующими – действительно, они таковыми и являются, но их жизнь - очень плохая «реклама» их веры для людей неверующих. И когда на них смотрят, то могут сказать, или это бессознательно происходит, что вот, ничем не отличаются эти верующие люди – то же самое всё, а еще и хуже поступают. И это правда, это горькая правда.

И поэтому нам важно в этой притче обратить внимание особенно именно на этот аспект, на это направление – какие МЫ свидетели? Если мы являемся унылыми, печальными, недоброжелательными, осуждающими, ненавидящими, злобствующими на грешников, вместо того, чтобы жалеть людей, которые находятся во грехе, отделять грешный поступок от души грешного человека, которая от этого страдает – от своего легкомыслия, от своей собственной злобы. Вот если бы мы это умели делать. Не случайно Церковь причисляет к лику святых людей радостных, людей, бесконечно любящих каждого человека и весь окружающий мир. И нам, действительно, трудно себе представить, там, Серафима Саровского или Сергия Радонежского, апостола Павла, представить себе унывающими, такими стенающими… Нет, конечно, у них были серьезные трудности в жизни. Но ко всему этому они относились мужественно, терпеливо, всё равно они были рады, потому что они познали Христа. Когда человек познает кого-то, кого он необычайно любит – это не обязательно любовь в браке – вообще какого-то встречает в жизни человека, который, действительно, являет собой Лик Христов, являет собой Любовь Христову, вот тогда жизнь меняется. Но, в принципе, каждый христианин призван к тому, чтобы быть вот таким человеком! Это зависит от наших усилий.

Вот давайте с вами размышлять об этом, смотреть на то, что в жизни нашей есть такого, что не украшает нас как христиан, что не привлекает к нам людей. Потому что, действительно, когда встречаемся с человеком святым… Вспоминают разных людей – вот я помню, был (многие знают, слышали, наверное, об этом человеке) брат Роже. И многие люди, даже очень скептически настроенные к Западной Церкви, когда видели его хотя бы один раз, говорили: да, это действительно верующий человек! Когда видишь такого человека, понимаешь, что да, Бог есть. Ну, множество и других людей есть, и в нашей, конечно, Церкви. Когда мы сейчас поминаем Патриарха Алексия, мы видим, как, действительно, мудрость и доброта этого человека была удивительным обаянием – действительно, он обладал этим даром. Конечно, это не только данное свыше, этого и его путь, это его стремление к этому. Множество имеется на этот счет примеров его жизни, его поступков, слов и т.д.

Так что вот это ориентир для нашей жизни. Это направление, в котором мы должны идти, трудиться. Чтобы, действительно, люди вокруг нас были привлекаемы этим светом Христа.

Аминь.