протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 ноября 2009

Фонограмма


 

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сегодня Церковь предлагает нашему вниманию драматический эпизод из Евангелия от Луки об исцелении Гадаринского бесноватого. В этом эпизоде рассказывается о том, как Иисус с учениками переплывает на другую сторону Генисаретского озера, где жили язычники. Об этом ясно из того, что они занимались разведением свиней – животное, которое для иудеев было нечисто, и его не только, естественно, есть было нельзя, но и разводить. Так что ясно, что это были языческие земли. И вот там встречает его человек, который называется в Евангелии бесноватым. Ну, мы бы могли сказать, что это человек психически больной, но, так или иначе, Евангелие говорит о том, что человек одержим какими-то страшными силами. Причем настолько они были сильные, и такое страшное действие (действие какое-то духов хаоса, духов разрушения), что когда они попросили Иисуса не идти в бездну, т.е. не быть выброшенными просто из жизни, из бытия, а разрешить войти им в это стадо свиней, то свиньи, как мы бы сказали, взбесились и бросились с берега в море. Можно представить, какую страшную муку претерпевал этот человек, если даже войдя в животных, вот такое было действие самоуничтожения.

И вот это Евангелие нам сегодня говорит о противопоставлении двух путей жизни. Жизнь со Христом - Христос словом исцеляет этого бесноватого, освобождает его от бесов, так что люди, пастухи, которые прибежали и всё это видели, и жители города пришедшие увидели человека, которого все страшно боялись, который кричал, бегал, набрасывался на всех, здравого, одетого и спокойно сидящего у ног Иисуса. И даже сказано, что они ужаснулись, пришли в ужас: как это произошло? Этот страшный человек вдруг стал совершенно нормальным. И вот два образа жизни: образ жизни, когда есть богатство, есть стада свиней, есть благополучная жизнь, но нет Христа. И люди как-то, в общем-то, живут этими своими повседневными делами и совершенно спокойны. Ну есть, конечно, некоторая опасность от этого бесноватого, но как-то, в конце концов, можно это дело обходить вокруг, не приближаться и продолжать жить своей сонной спящей жизнью. А есть жизнь со Христом – жизнь, которая дает человеку свободу, освобождает от этого. Как сказано в сегодняшнем апостольском чтении: «благодатию вы спасены… и сие не от вас, … не от дел, чтобы никто не похвалился» – это именно милость Божия, благодать, которая так важна для каждого человека. Не только образование, не только воспитание, культура и т.д., но что-то сверх этого – то, что называем словом «благодать», т.е. благое, доброе, прекрасный дар, который как бы сходит свыше. Когда человек переживает вдохновение, когда просыпается любовь, совестливость, решение изменить жизнь – вот это, действительно, как действие благодати. И об этом мы всегда просим. Серафим Саровский даже говорит, что цель христианской жизни – стяжание Святаго Духа, стяжание этой самой благодати, источником которой является действие Святого Духа, который Господь посылает в наши сердца.

И вот два образа жизни. Образ жизни с этими свиньями, пусть там бесноватый, без Христа – когда они увидели всё это произошедшее, просили Христа уйти от них. Очень странно: казалось бы, исцелился человек, но они лишились своего стада свиней, а если этот человек странный, приплывший с другого берега, останется здесь, неизвестно, что дальше произойдет – «может, чего-то еще лишимся» – видимо, так они рассуждали между собою. И поэтому просили уйти. Не преследовали, не гнали, не убивали – уйти. «Нам спокойнее так, без Тебя». И другой образ жизни – это ученики, это вот этот бесноватый исцелившийся, который хотел идти за Христом, но Господь говорит: нет, пойди к твоим ближним, к твоим родным, и расскажи, что сотворил тебе Господь. Чтобы это чудо, это освобождение, эта власть Господа над нечистыми силами была явлена его родственникам в этой языческой земле, чтобы люди задумывались, потому что перед ними явное свидетельство чуда, произошедшего с этим человеком.

И вот для каждого общества и для каждого человека встает вот этот вопрос: как я хочу строить свою жизнь? Строить ее как-нибудь, как все, как вот вокруг живем, так вроде хорошо - когда весело, когда невесело, но в общем как-то живем, или хочу как-то освободиться вот от этих всех злых сил, которые и меня терзают, и людей вокруг – ну если не меня, то кого-то - когда мы видим вокруг столько бездомных людей. Вот я иду сегодня, не так в общем-то, может быть, и холодно, +5, но на улице спит на лавочке человек, спит так вот без одеяла, без чего особенного – бездомный. И как вот это всё может быть допустимо? Как может государство спокойно существовать, когда на улицах спят люди под открытым небом? Это значит, что то исповедание православия остается уделом какой-то маленькой части нашего общества. И это легко очень определить, когда говорят, что отношение к Богу – это отношение к Его слову.  И вот Его слово, скажем, Евангелие, так навскидку, прочитано примерно ну не более, чем двумя процентами нашего населения. Остальные, конечно, слышали об этой книге, говорят: да, где-то у меня бабушка была верующая - но не более. Значит, общество хочет оставаться в таком же положении: с этими бездомными, с этими заключенными (чуть ли не миллион сидит), и продолжать такую же жизнь. Или избрать Христа, и тогда вот эти богатства несметные (ведь всю Европу отапливаем газом) пойдут именно на исцеление этих людей, на то, чтобы не было людей, которые спят ночью в холодное время под открытым небом.

И вот так и мы должны строить свою жизнь – к чему мы стремимся: к благополучному существованию только в кругу своей семьи или какой-то небольшое ресурс своих сил тратить на людей, которые в этом нуждаются? - Время, добрая улыбка, материальная поддержка – пусть небольшая, речь не идет о том, чтоб мы всё продали, раздали и т.д. – даже не об этом речь идет, а о том, чтоб понимать, что вот так не может государство жить.

Все вы знаете, конечно, замечательный роман Ф.М.Достоевского «Бесы». И эпиграфом к роману как раз избирается вот эта строчка из Евангелия, как эти бесы входят в свиней и бросается стадо в море. И мы знаем, что эта, к сожалению, пророческая книга Достоевского стала реальной в истории нашей страны. XX-й век был веком, когда Россия уничтожила несколько миллионов своих лучших сограждан – трагический век для России. Население Японии сейчас уже примерно такое же, как на всей нашей огромной территории России. Вот плоды этого события октября 1917-го года, о котором люди, даже вроде образованные говорят: «ну да, мы понимаем, что было разное отношение, но вот это наше всё». Если мы не поймем, что это была трагедия народа, это было именно как это стадо, которое бросилось в бездну, бросилось в море – так произошло с Россией. А избавиться можно только придя ко Христу, придя, как вот пришел этот человек, освободился и пошел свидетельствовать о себе, о своем освобождении, о той благодати, которая его спасла.

Поэтому, дорогие мои, будем молиться о том, чтобы эта благодать пришла и в наше сердце, чтобы наше сердце тоже расположилось… - конечно, мы не можем всем помочь, но тем, кто рядом, какой-то маленький ресурс своего времени, материальных средств, своего добра, тепла отдавать тем, кому это абсолютно необходимо. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы об этом очень многостороннем эпизоде размышляли сегодня, когда выйдем из храма – о том, чем я могу ответить в своем сердце на эти строки Евангелия Господа Иисуса Христа.

Аминь.