протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
25 ноября 2009

Фонограмма


 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Апостольское и Евангельское чтение посвящены одному из самых обсуждаемых, острых вопросах христианской жизни, христианского вероучения.

Вот отрывок из послания Фессалоникийцам начинается такими словами апостола Павла: "Молим вас братия о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к нему не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов". Очень часто бывает так, что когда человек искренне приходит и горячо к вере в Иисуса Христа, то не редко это сопровождается настолько большой любовью к Господу, любовью к царству Божию, что человеку очень хочется, чтобы это все поскорее наступило. И человек, в этом случае, из самых лучших побуждений начинает везде искать знаки того, что вот скоро этот исторический процесс кончится: грешники будут все наказаны, все за земные дела свои сгорят и наступит царство Божие. Вот уже все подойдет. И это, действительно, не редко сочетается с самой горячей и самой искренней верой. Однако, Господь, когда ученики спрашивали его о том, скоро ли наступит конец всей этой истории, первое что он им сказал: "Смотрите, чтобы кто не соблазнил вас, чтобы кто вас не обманул". И, в самом деле, как и во многих вопросах, жизнь христианина находится здесь в золотой середине.

С одной стороны, такое страшное ожидание конца истории, которая часто связана с тем, что человек уже как бы не хочет бороться за жизнь, бороться за правду, чтобы скорее все кончилось и уже царство Божие и все грешники погибнут.

А с другой стороны, человек, которому все безразлично : "Все это чепуха !".

Так вот, здравая позиция – по середине. Потому что, с одной стороны Господь говорит нам, через уста апостола Павла, что: "Не спешите колебаться умом", а с другой стороны, говорит нам, что: "Будьте всегда готовы". И сегодняшнее Евангельское чтение продолжает эту же самую тему, говоря, что необходимо быть готовым. Как раз притча, которая предшествует этому Евангельскому чтению о рабе, которого господин оставил смотреть за домом, а сам по делам отлучился на долгое время. А раб решает, что не скоро придёт господин мой, и будем есть пить и веселиться со слугами. А господин неожиданно приходит и этого раба наказывает. И поэтому далее Господь говорит так: "Придёт господин раба в тот день, который не ожидает и в час, который не думает, и подвергнет его одной участи с неверными. Тот же раб, который знал волю господина своего и не был готов и не делал по воле, убит будет много, а который не знал и сделал достойное наказание – убит будет меньше". То есть совершенно ясно речь идёт о том, что кому больше дано – с того больше и спроситься, те, кто знали о Христе, те кто читали Евангелие, те, кто услышали вообще, что есть такая вещь как церковь, христианство и т.д. – то уже они не могут сказать, что мы ничего об этом не знали. Одно дело – мусульманские народы, которые об этом ничего не знают: Индия… А другое дело - мы, принадлежащие к христианской цивилизации. И когда, притом что церковь открыта и Евангелия свободно продаются, целиком прочли Евангелие - 2 % из всего нашего населения и 98% - открывали, посмотрели и закрыли. Это, конечно, чрезвычайно печально. Действительно, люди, которые знают, что есть такая книга, называется "Радостная Весть" везде продаётся, всё, пожалуйста, все от тебя зависит, никто за это тебя не поругает, наоборот. И как-то не до этого, все некогда, такое равнодушие. И надо сказать, что как раз именно это равнодушие, оно- то и противоположно вере. Ни сомнения, ни какие-то колебания – это неизбежно всегда в жизни человека, а равнодушие, когда у человека нет времени. Он лучше придет будет телевизор целый вечер смотреть, а ведь за это время сколько можно прочесть полезного. Понятно, что мир так построен, чтобы человека этой чепухой человека захватить, он понимает, что смотрит чепуху, но все- таки сидит, смотрит. Так же поэтому лучше слушать новости по радио, сейчас вот пост наступает, и самая лучшая форма поста и будет самая трудная – не в том, что молочко не пить, что-то не есть, а не смотреть телевизор. Это будет замечательный пост. Вы увидите сколько времени освободится, сколько возможности для чтения, отдыха, по дому что-нибудь сделать, позвонить, посетить – а вот телевизор все у нас это время крадёт беззастенчиво. Так вот, и поэтому Господь и говорит, что ответственность больше у того, кто знал. И далее приводиться другая мысль о том, что Господь пришёл принести огонь веры, чтобы не было этого самого равнодушия, безразличия. Потому что как раз именно огонь веры между людьми сеет рознь. Потому что один уверовал, а другой - нет, один уверовал, а другой говорит, что это все ерунда или наоборот начинает над этим насмехаться. Но вот здесь очень важный и тонкий момент, когда Господь говорит так: "Думаете ли я пришёл дать мир земле – нет, говорю вам, но – разделение". В Евангелии даже сказано: "Принес не мир, но меч". И нередко христиане этими словами оправдывали войны между разными народами, разными странами, даже внутри одного народа, кто-то как-то неправильно понимал как надо веровать в Господа и т.д. Кто-то ходил вокруг храма налево при крестном ходе, а кто-то направо, и из-за этого страшные возникали драки, смертоубийства, собственно говоря, из-за такого пустяка.

Но вот на что важно обратить внимание: между кем это будет вражда. "Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трёх, отец будет против сына, сын против отца, мать против дочери, дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови своей и т.д.". Нигде не говориться о вражде между разными народами, нигде между разными классами… Речь идет, именно о том,что разделение идёт на уровне личного общения: муж уверовал, а жена – нет, жена уверовала, муж - нет. Конечно книга разделения: дети уверовали, а родители – нет и наоборот. Так что это относится именно к людям близким, к семейным отношениям, когда действительно близкие люди по признаку веры или неверия, действительно, становятся друг другу часто в оппозицию, а часто и во вражду и что тут делать – это уже следующий вопрос. Во всяком случае, здесь нет ничего, ни одного слова, ни одного звука, что это должно стать причиной вражды между разными народами. Потому что, естественно, даже если среди одного христианского народа всегда имеются огромные отличия: в одном месте поют такой напев, в другом храме (если поедете в деревню, в Московскую область) – другой напев, в одной церкви батюшка проводит проповедь после Евангелия, в другой – уже после самого отпуста или в самом конце. Эти все различия существуют, но они ни в коем случае не должны интерпретироваться, как тот самый меч, вражда и прочее… Мне кажется, это самое важным. Потому что это действительно разделение идёт между людьми близкими, которые по-разному смотрят на очень важные вещи. И в семье действительно это имеет место. А вот между народами это ни в коем случае не должно становиться причиной вражды. Потому что ни один довод, ни одно учение, не может быть причиной смерти хотя бы даже одного единственного человека и такой вражды. И поэтому вы должны помнить о том, что эти слова конечно обращены близким людям, и конечно не должно быть такого как страшная вражда, но преодолевать её нужно только любовью. И далее говорит Господь о том, что когда идете к начальству с каким-то соперником, то старайся освободиться от него, помериться с ним, чтобы не привёл тебя к судье, судья не выдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу и не выйдешь оттуда пока не отдашь последней полушки. Лучше отдавать, лучше уступать, чтобы не было никакой вражды. Вот давайте об этом с вами помнить. А что касается отношения к концу истории, к концу мира, то здесь должно быть такое, как говорил отец Александр Мень, что мы должны трудиться так, как будто нам предстояла вечность, а жить ( в смысле нравственной чистоты), так если бы завтра наступил конец истории и нам надо было завтра давать ответ Господу о своей жизни. Вот такое положение христианина в этом историческом процессе. Аминь.