протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
12 декабря 2009

Фонограмма

Проповедь на Всенощной 12.12.2009


 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Я думаю, что, когда мы слышим это повествование о Луке и Клеопе, у многих в памяти встаёт известная картина Рембрандта: эти два будущих апостола вместе с Господом остановились, они сидят за каким-то столом и вот Господь преломляет хлеб и даёт им.

 

Удивительное по теплоте и точности духовного воспроизведения полотно. Когда везде вокруг темно, и только вот в этом месте свет. В том месте, где Господь беседует с этими учениками, которых звали Лука и Клеопа. Важно обратить внимание, что это происходит, как говорит Евангелие, в тот же день, когда женщины, которые помогали этой общине апостолов рано пришли ко гробу, едва воссияло солнце. В этот же день, они, когда увидели, что могила пуста, побежали к ученикам - Иоанну, Петру. И они прибежали тоже, увидели что действительно - только пелены лежат, самого тела Иисуса нет, и сказано, что Иоанн вошёл и уверовал, а Пётр отошёл в себе дивяся бывшему.

 

И вот в тот же день эти два человека идут к вечеру уже из Иерусалима в небольшое предместье, недалеко от Иерусалима – Эммаус. Это предместье и сейчас существует. И по дороге к ним присоединяется путник, которого они поначалу не узнают, и спрашивает: «О чём вы говорите между собой и почему печальны?». И один из учеников по имени Клеопа ему говорит: «Ты наверное один из тех, кто пришли в Иерусалим на праздник и не знаешь о том, что здесь произошло.» «О чем же?», - спрашивает их этот пока ещё не узнанный ими путник. И они говорят об Иисусе Назарянине, который был муж, пророк сильный словом и делом, пред Богом и всеми людьми, и как его князи наши отдали на осуждение смерти. И распяли. А мы, было, думали, что он есть тот, который хочет избавить Израиля. То есть тот Мессия, которого мы ждали. И вот сейчас уже третий день всё это произошло, и некоторые из наших женщин нас напугали - «ужасили ны» так сказано - что сказали что-то такое нас потрясшее. Что они были рано у гроба и не нашли Его тела. И встретили Ангелов, которые говорят о том, что Он жив и некоторые от наших братьев побежали, смотрели, видели – действительно, лежат одежды, тела нет, но самого не видели. Вот так отвечают они Иисусу, Которого ещё не узнали. Иисус говорит им такие удивительные слова, проникновенные: «О несмысленные и медлительные (по церковно-славянски «костны» сердцем для того чтобы веровать всему тому, о чём говорили писании. И начав от Моисея, всех пророков, псалмов, объяснял им те места, которые говорили о том, что так подобало пострадать Христу и войти в славу свою.

 

Дело в том, что для подавляющего большинства народного сознания, Мессия представлялся победоносным вождём, могучим полководцем, царём, которому поклонятся все цари земные - прочие. А когда пришёл плотник из Назарета, скромный проповедник, хотя он и творил множество чудес, исцелял больных и даже воскрешал мёртвых, но это очень уж расходилось с представлением о могущественном царе, который возвратит всю славу Израиля. Потому что люди думали, вот о той местной, мелкомасштабной земной славе и этого всего они не видели. А Господь им показывает, что действительно есть в Писаниях места, в которых говорили о страдающем Мессии. Это была буквально революция для них, переворот всех их представлений, потому что Мессию представляли именно могущественным царём. Но могущество Мессии действительно простиралось на века, а не на этот короткий исторический промежуток времени. И могущество, которое достигалось не путём насилия и принуждения и силы, а могущество, которое было достигнуто победой над смертью. Открытием для каждого человека бесконечного пути в Царствие Божие. Бесконечно прекрасного, замечательного - для каждого человека сбывается именно то, для чего он был создан и предназначен. И вот об этом говорил им Иисус. И когда они остановились, сели, Он делал вид, что хочет идти дальше, но они его просили остаться с ними. Он остался и когда за столом преломил хлеб, они вдруг поняли, узнали Его, как они говорят «узнали Его в преломлении хлеба». И Он в этот момент стал для них невидим. Достаточно было того, что они Его в этот момент узнали. И вот они стали говорить друг другу: «не горело ли в нас сердце наше, когда мы шли с Ним на пути, и когда нам изъяснял Писание?!» И тут же, они в такой были великой радости, что уже в наступившей темноте вернулись обратно, в Иерусалим, застали всех одиннадцать апостолов и говорили, они им говорили, что да, Иисус воистину воскрес и явился Симону Петру. И они говорили, что да, они Его встретили и узнали Его в преломлении хлеба.

 

Вот такое сегодняшнее повествование воскресного евангельского чтения. И для нас это, конечно, один из самых важных знаков, призывающих нас к тому, чтобы мы не просто время от времени заходили в церковь – поставить свечку перед экзаменом или каким-то путешествием, или каким-то иным событием. Полагая, что вот этим самым, мы уже Богу принесли достаточно, и всё, что нужно, сделали. А на самом деле Господь призывает нас на свою трапезу, призывает к тому, чтобы то что Он совершил накануне своих страданий и смерти, мы участвовали в этом, вот в этом таинстве Евхаристии. Таинстве хлебопреломления, которое каждый раз совершается за Божественной литургией. И приобщаясь этому хлебу и вину, по Его слову мы принимаем это как Тело и Кровь. Как ровь, которую вливает, отдаёт донор, нуждающемуся там, в какой-то катастрофе попавшего, нуждающегося в переливании крови, сохраняет ему жизнь, так Господь вливает в нас Свою жизнь в этом удивительном таинстве. Там совершенно удивительные молитвы – о том же Ты который нас привёл из небытия в бытие, и который всё сделал для того, чтобы открыть нам путь царства, даровал нам будущее. О том, что читается молитва, о том что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий не погиб, но имел жизнь вечную. И вот в эту ночь, в которую Он предавался и сказано скорее сам себя предавал, взял в Свои руки хлеб, преломил, подал ученикам и вот эти читаются тайносовершительные слова. Указывая на хлеб, священник возглашает: «Примите, едите – это Тело Моё, за вас ломимое, во оставление грехов.» И затем, священник указывает на чашу с вином, и говорит слова, сказанные Христом на тайной вечере: «Пейте из неё все. Это есть Кровь Моя, Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов.» Таким образом, мы видим, что оставление, прощение наших грехов совершается не только на исповеди, это только приготовление. А главное прощение совершается в этой жертве, которая принесена за нас. Распятого за нас. За нас – это значит вместо нас. Каждый из нас по своим грехам достоин вот этого наказания, потому что мы прекрасно знаем, как далеки мы от того, кем могли бы быть. И вот это непреодолимое нами расстояние, преодолевается жертвой Христа. И в воспоминание об этой жертве, Он оставляет нам таинство Евхаристии. Которое является центральным для всех ветвей христианской церкви. И протестанты, и католики, и православные все объединяются вокруг этого Таинства, которое Господь сказал: «Сие творите в Моё воспоминание.» Не просто интеллектуальное или молитвенное воспоминание, а воспоминание вот так физически приобщение к тому, что Господь нам оставил. Хлеб и вино, которое мы принимаем. Поэтому нам так важно, если мы хотим быть Его учениками, хотим действительно быть Его свидетелями в этом мире, хотим быть на стороне добра, а не зла, в этой жизни, то мы нуждаемся в этих силах, которые Господь нам даёт в таинстве Причащения. В таинстве, в котором эти путники Лука и Клеопа познали Его в преломлении хлеба. Будем помнить об этом и помнить, что подлинное участие в жизни церкви – это именно участие в таинстве Евхаристии. Таинстве хлебопреломления. Принятия по Его слову хлеба и вина, как Его тела и крови.

Аминь.