протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Рождество
7 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Когда мы с вами открываем книгу, называемую Библия, уже в третьей главе мы читаем о том, что человек отпадает от Бога и избирает свои пути - пути, которые нашептывает ему враг рода человеческого. И вот это отпадение от Бога, грехопадение, искажает всю человеческую природу. Но уже тогда в Библии рассказывается о том, что семя жены, таинственный потомок некоей женщины, сотрет главу змия, уничтожит главу того, кто сопротивляется и Богу, и смущает человека, толкая его на зло. И вот это исполняется именно в сегодняшний день. Пророчество, которое было дано еще первым людям, которое было потом подтверждено призванием человека по имени Авраам, более четырех тысяч лет назад - ему было сказано: «выйди из земли твоей, … пойди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу из тебя великий народ, … и в тебе благословятся все племена земные». В дальнейшем, через 15 веков, это пророчество было подтверждено царю Давиду, что из его потомков будет Тот, Кто будет Истинным Царем, Который будет отвечать всем самым глубоким, самым праведным желанием человеческого сердца. Тот, Кто будет править не насилием и жестокостью, а любовью, правдой и свободой.

И вот это пророчество исполняется в потомке Давида, когда Иосиф ожидает сына от девы Марии, и сначала боится принять ее, потому что он понимает, что они еще были только помолвлены, они еще не были мужем и женой фактически, и вот она ожидает ребенка – такая трагическая странная ситуация для Иосифа. И, как вы слышали из Евангельского чтения, он решает не оглашать ее, не подвергать ее строгому суду закона, а отпустить, чтобы покрыть ее грех, как он полагал, и чтобы не было никакой жестокости с его стороны. Но Ангел Господень говорит ему: «не бойся, Иосиф, сын Давидов, принять жену твою, Марию, потому что родившийся в Ней есть от Духа Свята. И вот Она родит Сына и ты наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грех их» - имя Иисус означает «Бог спасает». И далее евангелист замечает, что это сбывается то, что было сказано в древности пророком: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог».

Конечно, мы можем удивиться, как же так – одновременно говорится о пророчестве, что родит Сына и будет Ему имя Эммануил, но тут же перед этим Ангел Господень говорит, что «и наречешь имя Ему Иисус». Имя Эммануил (с нами Бог) означает как бы суть произошедшего события, а имя Иисус означает, что Бог, Который явился во плоти, - Он спасает.

И Иосиф именно так поступает и Сына своего называет Иисус. Вот событие, которое мы сегодня с вами празднуем. И тропарь праздника нам говорит замечательные слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума». И действительно, в рождении Господа Иисуса Христа является то самое возвышенное, разумное начало мира. Разумное, которое явится во всем Его служении, во всем Его учении, во всей Его жертвенной смерти за каждого человека и победы над самым главным врагом – победы над смертью. И всё это будет в дальнейшем, а вот сейчас мирови сияет свет разума, и в этом разуме те, кто «звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды». Звездам служащие волхвы, которые по расположению звезд, по некоторым закономерностям, которые были еще издревле подмечены людьми (некая зависимость характера, свойств человека от того времени, когда он родится, какое расположение звезд) – и вот была целая сложнейшая наука, которая и сейчас еще имеет своих адептов… но родилось нечто новое, что меняет все эти жесткие физические и биологические закономерности, открывает новые пути, которые открывает Сам Бог. И вот те, кто учились по звездам, другой, самой яркой звездой, которая явилась на небосклоне, учатся поклоняться Тебе, Истинном Солнцу правды. Происходит смена вот этого представления людей, открываются новые возможности, потому что не просто через природные явления, а через любовь, откровение Бога, людям открывается путь истины и жизни.

Вот давайте с вами сегодня будем просить о том, чтобы эта истина, эта правда, этот свет, эта радость как можно больше заполнила наше сердце и наш разум, чтобы мы, действительно, вместе с волхвами и пастухами открывали для себя Царя правды, Царя, Который пришел в этот мир для того, чтобы каждый, кто приходит к Нему, имел жизнь вечную.

Аминь.

 

 

Слово после Литургии:

Поздравляем всех с замечательным праздником Рождества Христова! Всем желаем бодрости, помощи Божией, и, главное, чтобы в нашем сердце тоже заняло все пространство нашего внутреннего человека вот это событие прихода в мир Бога. Бог, Господь, явился нам, пришел в наш мир!