протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Поздней Литургии
10 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшний день называется неделя (т.е. воскресение) после Рождества Христова. И в сегодняшний день текст Священного Писания, который вы слышали, начинается словами апостола Павла из послания к Галатам, где он говорит, что Евангелие, которое я принял, не есть человеческое, но сообщенное, данное мне от Самого Господа. И действительно, апостол Павел получил небывалое откровение, и, будучи гонителем, превратился в пламенного апостола. И вот это Евангелие, Радостная Весть, которую Сам Господь открывает Своим ученикам, а они открывают через Предание и написанные тексты, открывают другим людям, в том числе, нам с вами, - весть от Бога. И эта весть, как всё, что исходит от Творца мира, является реалистическим посланием. Это не какие-то человеческие фантазии, приукрашенные мечтаниями, а самое реальное, самое реалистичное, что только существует в жизни. Почему и так важно понять слова Иисуса, когда Он говорит, что «Я Свет миру». Когда мы имеем слово Иисуса, когда мы имеем веру в него, то мы, действительно, имеем свет и видим события в их истинном свете: не такими, какими нам хочется или какими нам кто-то хочет их показать, а такими, какие они есть на самом деле, как видит их Господь.

И вот мы видим, что в эти праздничные дни, наряду с радостью, что Бог пришел в мир, что нам гораздо легче верить в Бога, гораздо легче Ему следовать, чем людям Ветхого Завета, потому что Он стал как один из нас («с нами Бог» – то, что мы восклицаем на каждом богослужении – это, действительно, глубочайшая, потрясающая правда), вот в эти радостные дни мы, тем не менее, читаем Евангельский текст в церкви о тех трагических событиях, которые сопровождали это радостное потрясающее событие – приход Бога в мир. Младенец пришел в мир, беспомощный, как всякое добро Божие, которое дается человеку не с насилием, а дается как бы под его ответственность, чтобы человек принял его свободно своим сердцем, и следовал ему, и созидал на его основании то добро, которое он может принести с собою в этот мир. Мы видим эту трагическую историю о Вифлеемских младенцах, которых царь Ирод приказывает убить, надеясь, что там он бросит такую широкую сеть и в нее поймает и этого будущего соперника, Царя Иудейского, которому пришли поклониться волхвы. Ну, мы уже говорили о том, что здесь нам даны как бы три модели реакции на приход Бога в мир: волхвы, которые преодолевают многочисленные препятствия, издалека приходят, чтобы поклониться Ему, книжники, которые на вопрос «где должен родиться?» равнодушно отвечают, что в «Вифлееме Иудейском, потому что так сказано в Пророках», и реакция агрессии, злобы и насилия, желание уничтожить, убить возможного конкурента. И вот эти три реакции – они всегда присутствуют в мире на протяжении всей истории, и, наверное, будут и далее, пока история продолжается.

Вместе с тем, Евангелие нам дает очень важный для нас, жизненный урок, что даже тогда, когда всеобъемлющая, потрясающая, радостная весть приходит, мы не должны забывать о реальной картине мира, о том, что мир часто на эту радость отвечает злобой, отвечает желанием уничтожить, убрать и жить по своим законам, по своим разрушительным представлениям. И вот нам предлагается это повествование в эти радостные дни о Вифлеемских младенцах, о жестоком приказе Ирода. И действительно, приказ исполняется, и Матфей приводит пророчество о том, что «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий, Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Речь, конечно, о некоем собирательном образе Рахили - жены Иакова, которая стала матерью многих, и многих детей она в эту ночь недосчиталась.

Одновременно с этим мы видим вот эту удивительную реакцию Иосифа (его сегодня и день памяти совершается – Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня), когда он принимает весть во сне и не ждет наступления утра или несколько дней («вот я соберусь, и вот тогда-то, наконец», как часто свойственно людям), а немедленно, тут же ночью, встает и исполняет вот это повеление от Ангела – ночью уходит в Египет. И действительно, чудом спасает Младенца от предстоящей кровавой расправы.

Очень важно вот это свойство, которое нам, к сожалению, не всегда присуще. Как часто мы в жизни вспоминаем, что вот надо было бы сделать то-то – вот я подумал, помедлил, и уже эта возможность пропала. Надо было сказать так-то, но я как-то усомнился, не сказал, и вот теперь уже поздно. Вот этот пример нас учит этому.

Ну и, конечно, повествование о Вифлеемских младенцах в праздничные дни нас тоже учит тому, что, празднуя и радуясь, мы никогда не должны забывать о том зле, которое неизбежно существует, пока стоит этот мир. Об этом злобном сопротивлении Божьему добру. И это уже имеет отношение и к актуальным процессам нашей современной жизни, когда, действительно, отношение к предшествующей советской истории как бы тоже разделяется на три русла. Одно безразличное - у молодежи чаще всего так: «ну, что там, нам всё равно, надо вот смотреть в будущее». Другое - как товарищ Зюганов и его последователи: «что там говорить, были осуждены эти самые репрессии и культ личности на XX-м съезде, и нечего больше об этом говорить; надо говорить о том, сколько мы построили фабрик, заводов, какие замечательные танки были и так далее (правда, без запасных частей - они наполовину все разрушались по дороге), а вот о репрессиях и вспоминать не нужно». Но другие люди прекрасно понимают, что для того, чтобы это не повторилось, об этом необходимо помнить. Для того, чтобы это никогда не ушло из нашей памяти. Столько уроков вокруг нас имеется: и воспоминание о Холокосте, массовом истреблении евреев, как чтит это государство Израиль, восстановившее существование в 48-м году. О всех вот этих утратах и потерях, о миллионах жертв, ни в чем не повинных людей, подвергнутых репрессиям – обо всем об этом, конечно же, необходимо помнить. И Евангелие нам и напоминает, как высший авторитет, что вот в праздничные дни вспоминается и об этих младенцах, которые стали жертвой злобного ответа человека на Евангельский призыв Божий.

Давайте об этом с вами вспоминать, и когда, действительно, нам приходится сталкиваться с таким вот земными реакциями, помнить о том, что говорит нам Священное Писание – самое реалистическое, самое актуальное для нас повествование. Потому что каждый из нас при крещении именуется новоизбранным воином Христа Бога нашего. Только при этом помнить, что оружие нашего воинства – это шлем спасения, щит веры и меч духовный, который есть слово Божие.

Аминь.

 

 

Слово после поздней Литургии 10.01.10

 

Поздравляем всех с праздничным Воскресным днем, с принятием Святых Христовых Таин!

Каждый раз, когда мы бываем на Литургии и участвуем в Святом Причастии, в сущности, мы участвуем в заупокойной трапезе воспоминания о Господе нашем Иисусе Христе, о Его страданиях, смерти и воскресении. Но это печальное событие целиком растворяется в той победе, которую Господь одержал над главным злом, господствующим над миром – над смертью – и  открывает путь в иную, новую жизнь – в Царствие Божие. И участие в этой трапезе приобщает нас к этой жизни не только через воспоминание, но и как бы физически. По слову Господа мы принимаем хлеб и вино как Тело и Кровь, и, тем самым, Он входит в нас, входит, чтобы вытеснить всё дурное, всё злое, что есть в каждом сердце, чтобы заполнить его Своим присутствием. Как сказал апостол Павел: «Не я живу, но живет во мне Христос». Пусть вот под этими словами будет проходить каждый раз наша встреча с Господом в этом Святом замечательном Таинстве.