протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Поздней Литургии
17 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день мы в Церкви встречаем 2 церковных события. Во-первых, сегодняшнее воскресенье называется «Неделя перед Богоявлением», т.е. воскресный день перед праздником Богоявления, или иначе мы его называем праздником Крещения Господня. А во-вторых, в сегодняшний день читается Евангелие о Закхее, которое вы только что слышали. Дело в том, что в этом году Пасха очень ранняя, 4 апреля, и поэтому подготовительные недели начинаются очень рано. И вот сегодня уже первое подготовительное чтение к Великому посту.

Праздник Богоявления – один из самых первых праздников. Так что даже праздник Рождества Христова стал праздноваться отдельно лишь в середине IV века, а до этого праздновалось только Богоявление. И сейчас в древних Церквах, скажем, в Армянской Церкви, нет отдельного праздника Рождества Христова - он празднуется вместе с праздником Богоявления, который мы называем Крещение. И действительно, мы встречали Рождество Христово, приход в мир Христа Спасителя, и вот в этот праздник мы уже вспоминаем выход Господа на общественное служение, начало Его проповеди, которая начинается с принятия омовения в водах Иордана от Иоанна Крестителя.

И сегодняшнее Евангелие говорит о том, что люди для того, чтобы узнать, и понять, и принять ту Весть, которую им несет Посланник, которую им несет Мессия, Спаситель, людям следует посмотреть на себя, увидеть себя такими, какие мы есть в глазах Божиих, принести покаяние. И в Евангелие от Матфея, параллельном, когда рассказывается об этом же, говорятся еще очень важные слова. Иоанн Креститель говорит людям, приходящим к нему омываться от грехов своих, исповедовавших свои грехи перед всеми, говорит им очень важные слова: «Принесите достойные плоды покаяния». Они очень важны не только для людей, живших I-м веке, но и для нас с вами! Потому что нередко, когда человек приходит только в храм, начинает сознательный такой церковный образ жизни, ему кажется, что надо всё исповедовать, вспомнить малейшие грехи (вот, там, скрипочку какую-то взяла у девочки, когда в первом классе училась, еще что-нибудь в этом роде), что вот «нет, мне надо полную, генеральную исповедь»... На самом деле, получается так, что человек вспоминает все вот эти мелочи, которые были, а не делает главного - того главного, о чем говорит проповедь Иоанна Крестителя – принести достойные плоды (!) покаяния. Важно не то, насколько мы тщательно будем копаться во всех наших прошлых событиях жизни, выкапывать оттуда всякие мелочи, что-то придумывать, вспоминать, а важно то, какие мы плоды приносим - достойные плоды покаяния! И далее Иоанн Креститель эту мысль углубляет, потому что «вот секира – говорит он грозно – уже лежит у корня дерев: всякое дерево, не приносящее плодов, срубается и бросается в огонь». Следовательно, для человека самое главное не то, что он вспомнит все мелочи своей прошлой жизни и будет в них копаться, смотреть назад, а когда он будет смотреть вперед и приносить плоды покаяния.

И вот как раз сегодняшнее Евангельское чтение о Закхее (первое приготовительное чтение к Великому посту, о покаянии этого человека, который был сборщиком налогов) как раз дает нам очень хороший пример. Здесь как бы две части этого эпизода: первая, когда Закхей, мытарь, слышит о приходе Учителя из Назарета и хочет Его увидеть. А мытарь - нам надо вспомнить, потому что это слово у нас приняло за века христианства благообразный оттенок (мытари и блудницы идут впереди фарисеев и саддукеев) - а мытарь, на самом деле, сборщик налогов. И понятно, что он и себя не забывал, тем более, что правила были такие, что какая-то область отдавалась под владение какого-то человека (местного избирали часто человека, который знает местных людей, обычаи и так далее) и он должен был принести определенную сумму (как уж он там будет ее собирать – это его проблемы). И, конечно, они часто злоупотребляли, и насилие было, и больше брали, чем положено, и себя не забывали, и прочее… Так что это была презираемая профессия, тем более, что они ведь служили оккупационных властям. Это то, что, скажем, во время Великой Отечественной войны были старосты, полицаи в деревнях. Среди них не все были негодяи – были люди, которые как бы несли себя в жертву для того, чтобы помочь там, где это было возможно, тем людям, над которыми они поставлены. Но, так или иначе, понятно, что это [мытарь] персонаж такой отрицательный.

И, тем не менее, и в его сердце, как в сердце каждого человека, есть желание увидеть правду, жить по правде – в каждом человеке это есть. И он хочет увидеть Христа, но ростом был мал и за толпой не видит. Тогда он решается залезть на дерево. И вот этот маленький, наверное, толстенький человечек, уже в возрасте (старший, сказано было, над этими мытарями, сборщиками налогов), забирается на дерево. Конечно, это может показаться смешным, но, тем не менее, Евангелие сохраняет эту очень важную деталь - он не боится показаться смешным, ему гораздо важнее увидеть Христа! Такая у него жажда истины. И совершенно неожиданно это его желание получает такой чудесный ответ от Господа. Господь не только останавливается и видит его, замечает его, а говорит: «Сойди скорее, ибо сегодня Мне надобно быть у тебя в доме». Надо быть, надо быть с тобою Мне, Господу, пришедшему в этот мир. И он собирает своих друзей, и приходит Господь, и замечательная трапеза… И так это всё коснулось сердца, тронуло сердце, потому что мы с вами знаем: когда встречаешься с прекрасным, интересным человеком, и самому хочется стать гораздо лучше. И он встал и сказал: «Господи! Половину имения я раздам нищим, а если я кого чем обидел, я возвращу вчетверо». И Господь говорит: «Ныне пришло спасение дому сему». Т.е. мы видим, что Закхей дает яркий пример, такая иллюстрация, приносит плоды покаяния, не просто говорит, что он там что-то плохо делал, а делает хорошее, чем как бы перекрывает то зло, которое он так или иначе (может, по неразумию, по злому сердцу) совершал в своей жизни.

И вот для нас тоже важно не копаться в этом, но уделять внимание не прошлому, а настоящему и будущему. Что мы можем сделать доброго и хорошего, как бы чтобы перекрыть все то злое, что мы в жизни своей допустили. Вот давайте об этом с вами сегодня подумаем, потому что так важно нам не углубляться во все эти мелочи, а делать то главное, на что нам указывает слово Божие, которое нам указывает, действительно, путь спасения и то, что мы должны для этого спасения совершать в своей жизни.

Аминь.