протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры, с замечательным, радостным праздником Богоявления! Бог Господь и явися нам! Тропарь сегодняшнего праздника начинается словами: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение». Т.е. в этом событии нам открывается вот это фундаментальное положение нашей христианской веры в то, что Бог нам открылся не просто как Творец, Судия, Законодатель, грозный Властитель, где-то находящийся далеко от людей, и даже, как представлялось древним, совершенно невозмутимый по отношению к тому, что тут происходит на Земле, бесстрастный, недоступный никаким человеческим представлениям и страстям, а открывается как любящий Отец, Который раскрывает людям Свою внутреннюю природу, как Отец, Сын и Святой Дух. И это не просто какое-то высокотеоретическое богословие, а это реальный живой опыт, который передается во всех четырех Евангелиях. Все четыре евангелиста единогласно говорят об этом событии и говорят о том, что Отец свидетельствует, что Иисус не просто пророк, а Сын возлюбленный, единородный, Тот, Кого Он посылает - «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего». И все евангелисты говорят о явлении, действии Святого Духа - особом явлении: «на Кого увидишь Духа сходящего [как голубя] и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» - говорит евангелист Иоанн. И для нас это очень важно, потому что Бог раскрывается навстречу нам! И когда мы об этом забываем, забываем об этой великой Любви, приходящей к нам, нам кажется, что мы одиноки, нам кажется, что Бог нас не слышит… Потому что, в самом деле, далеко не всегда мы получаем то, чего мы просим в молитвах – мы просим этого, а это не происходит. Потому что Господь говорит нам, что «Мои пути - не ваши пути» и «Мои мысли - не ваши мысли» - у Бога Свои планы, но когда мы просим о чем-то, мы всё равно приносим это в свет Божией любви.

И второе, о чем мне хотелось бы сказать сегодня – это о внешней стороне вот этого события, которое говорит нам о том, что действие Бога в этом мире всегда совершается поначалу как бы незаметно. Как семя, которое сеется меньше всех семян, а когда вырастает, становится огромным деревом. Так и явление Христа было незаметным, скромным, «умалил Себя, приняв образ раба, в подобии человеческом быв, и во всем стал как человек», подобный нам во всём, кроме греха. И наиболее ярко, пожалуй, это является в величайшем произведении русской живописи – я имею в виду известную всем картину Иванова «Явление Христа народу». Маленькая фигурка Иисуса, которая появляется вдали - на первом плане Иоанн Креститель, глашатай, грешники, фарисеи, воины, а фигурка Христа совсем маленькая и незаметная. И становится понятным, почему на слова Иоанна Крестителя «мне надобно креститься от Тебя - говорит он Иисусу - и Ты ли приходишь ко мне?» Иисус произносит странное такое слово «оставь ныне, ибо так подобает нам исполнить всякую правду». В чем же эта правда? Правда в том, что Он, действительно, умаляется как один из тех, Он солидарен вместе со всем тем народом, который приходит со своими грехами, проблемами, нуждами, приходит очиститься, еще не очень понимает, что происходит – и Господь вместе с ними. Он незаметен - только Иоанн из всей этой толпы узнает Его, и то по специальному знаку.

И надо сказать, что когда Иванов писал эту картину, а писал он много лет, как вы знаете, то она вызвала жестокую полемику вокруг себя, потому что традиционно полагалось размеры фигуры на картине соответствовать их значимости, а Иисус самый маленький оказывается – как посмел художник так изобразить Спасителя, каким-то маленьким человечком? Но надо сказать, что царь, император Александр II, оценил эту картину, понял этот евангельский дух художника, его стремление передать вот эту умаленность, эту незаметность, скромность такую прихода Бога в мир и величие, которое придет потом. Все фрески, иконы, соборы великолепные, музыка – всё это придет позже, а пока это начинается вот так скромно, почти неприметно. Но тем не менее, происходит вот это «пришел и явился Свет неприступный», пришел Свет в мир. И настолько это щедро разливается по всему миру, что вот эта вода крещенская - приходят люди даже малоцерковные, может быть, даже маловерующие, но знают, что она будет стоять, быть может, годами, если в чистом сосуде, - и к этой благодати все приходят, и приступают. Вот это очень важно нам понять - эту щедрость Божию, Божию умаленность и как бы образ для каждого из нас. Потому что это человеческие дела начинают с декларации огромных планов - люди, когда выходят, президенты или еще кто-то – вокруг помпы, торжественные голоса объявляют, колокольный звон и прочее, а Бог приходит вот так умаленно. Но последствие этого прихода в мир – действительно, спасение каждому человеку! Мы зовем Господа Спасителем. От чего, часто можно спросить, Он спасает нас? А вот от нашей человеческой греховности, неразумия, суеты спасает, чтобы мы имели Свет. «Я свет миру» - говорит Господь о Себе. Вот это нам очень важно осознать, иметь всегда при себе этот Свет, чтобы мы знали, куда идем.

Аминь.