протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
23 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день называется «суббота по Богоявлении», то есть первая суббота после праздника Богоявления или праздника, который мы называем «Крещение Господне».

И сегодняшний день, и чтение, которое Церковь избрала для сегодняшнего дня, для нас необычайно важны. Они настолько глубоки по своему содержанию, что могут быть и уже, конечно, были и будут темой для бесчисленных богословских трудов и философских размышлений. В сущности, это касается именно проблемы зла в мире.

И мы видим вот это зло, которое подступает к Господу Иисусу, который приходит спасти этот мир, спасти человечество от самоуничтожения, спасти от духовной смерти, спасти от того зла, которое овладевает человеческим сердцем. И здесь, в этом повествовании, это все персонифицируется в виде некоего дьявола, который подступает к Иисусу: «Вот, Ты выходишь на служение и спасение людям; вот Тебе три пути, которые Тебе гарантируют победу и успех Твоего замысла». И, конечно, представлять это дело в виде с крыльями, с рожками и так далее, может быть, и не обязательно, но ясно другое - что зло, как бы некая духовная сила, реально существующая, она действительно есть печальная, но неуничтожимая сила, пока мы живем в реальности. И когда мы сталкиваемся со злом в проявлении особо выдающихся злых деятелей, злых личностей, - Сталин, Гитлер, Муссолини, кто-то еще, какой-то разбойник, который нападает, какой-то близкий человек, который причиняет нам зло и так далее - то понятно, что за всем этим стоят не просто какие-то негативные качества этого человека, а некая действительно злая сила, потому что она действует в общем-то однотипно в самых разных людях, и, скажем, всегда источником какого-то зла является зависть, стремление отомстить, стремление властвовать, наслаждаться этой властью над людьми и т.д. В общем, все эти мотивы одинаковы у самых разных людей, в разных культурах и так далее. То есть, мы видим, что за этим стоит, грубо говоря, некая злая сила, которую мы персонифицировано называем дьяволом, сатаной. Сила, которая противится Божьему созиданию, сила, которая направлена не на созидание, а на разрушение. Мы видим, что зло не созидает, а разрушает то, что уже есть. Например, человек, который убивает, уничтожает ту жизнь, которая уже есть; человек, который ворует, не созидает ничего, а берет то, что уже есть, то есть это какие-то паразитические силы.

И вот по отношению к ним совершенно замечательно, как вообще в посланиях, пишет апостол Павел, этот совершенно потрясающий, гениальный учитель христианства первого десятилетия жизни Церкви. Мне кажется, совершенно справедливо говорят, что глубина его мысли, его интуиции, его учения, его понимания христианства - она едва-едва только начинает постигаться вот сейчас, спустя 2000 лет. Кстати, есть замечательная книга, она совсем небольшая, из института апостола Андрея, она называется «Что на самом деле сказал Павел». Автор – некий Райт, я не помню сейчас его имени, но его фамилия – Райт. Она даже у нас в киоске была, может быть, и сейчас есть. Она небольшая книжечка, но совершенно замечательная по своей глубине и оригинальности подхода. В основном там как бы идет полемика между двумя мнениями о том, что апостол Павел как бы адаптировал иудаизм_под языческую философию, то есть в сущности является интерпретатором, и другое мнение - что он что-то изобрел совсем новое. В общем, не буду вам рассказывать, сами прочтете и узнаете.

И вот одно из гениальных мест в посланиях апостола Павла - это окончание Послания к Эфесянам. Оно читается на многих праздниках, поэтому вам хорошо знакомо - о том, что «наша брань не против крови и плоти, а против духов злобы поднебесных», то есть не против этого конкретного человека, а против того зла, носителем которого этот человек становится, он избирает, он согласен на это зло. Но это зло – оно как бы такое типичное, он ничего не изобрел, оно было одинаковым, что Ленин, что Сталин, что Гитлер – разделяй и властвуй, унижай, принуждай, наслаждайся насилием и так далее. И поэтому апостол говорит, что, прежде всего мы здесь сталкиваемся не просто с каким-то отдельным человеком персонально, а с некоей злой силой, орудием которой этот человек становится, конечно, со своего согласия, а не просто какая-то невинная жертва. И поэтому апостол и говорит, что борьба против этого какого-то общего принципа зла, которое разлито в мире и которое стремится мир уничтожить. Бог созидает жизнь, а зло, дьявол ее уничтожает. И поэтому говорит: помните, что с вами правда, на вашей стороне правда, поэтому облекитесь «во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских», против вот этих проявлений зла в человеке, потому что мы не против плоти и крови, не против конкретного человека, но против духов злобы поднебесной - вот этой злой силы, которая действует в мире, особенно через человека. И «примите всеоружие Божие», чтобы вы могли преодолеть все зло «и преодолевши, устоять». Устоять, именно оперевшись на правду. «Станьте, препоясав чресла ваши истиной», т.е. понимание, что вы облечены истиной, что вы на истинном, правильном пути, избрав Иисуса своим Учителем и Господом. «Обув ноги в готовность благовествовать мир», то есть в готовность нести эту весть другим людям, а не просто ее для себя принять и самодовольно свысока смотреть на всех - нет, а «облекшись в готовность благовествовать мир». «Возьмите щит веры, которым возможете угасить раскаленные стрелы лукавого» -веры в Бога, помните об этом, напоминайте себе, что мы веруем во Христа, победившего смерть «и шлем спасения» - что мы спасены, что спасение совершено, «и меч духовный, который есть Слово Божие». Вот орудие защиты и единственное орудие нападения – меч, и то меч духовный – Слово Божие.

И вот мы замечательным образом видим, как Сам Иисус дает нам в этом отношении пример, когда Он встречается с этой злой силой в духовном плане. Нам трудно конкретно описать, как это происходило, имеются разного рода иллюстрации, там у Доре, как на высокой горе дьявол, там крылышки, хвостик. Но понятно, что эти изображения, конечно, символические, что некая сила, которая предстоит, приступает к Иисусу и указывает Ему: «Ты хочешь спасти этих людей? Вот, пожалуйста. Вот Тебе три возможных пути. Я Тебе их подсказываю».

И не случайно это место стало темой замечательного эссе, включенного в роман Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» - «Легенда о великом инквизиторе». Когда Иоанн, один из братьев, говорит с Алешей, своим братом, о том, что ты избираешь какой-то странный путь – путь веры, церкви, Бога, христианства и так далее, а вот я не могу встать на этот путь, потому что если в мире существует зло, вот эта слезинка замученного ребенка, то я не могу войти в этот мир. Я не в Бога не верю - в Бога я верю, но не могу войти такой платой, такой ценой. То есть бунт против Бога: коль скоро в мире есть зло, то принять этот мир, этого Бога я не могу. И рассказывает легенду о великом инквизиторе, который встречается – вот такая фантастическая встреча - с Иисусом, и говорит, что вот, назаретский Учитель, Ты слишком доверял этим людям - слабым, немощным, бунтовщикам и грешникам, Ты избрал для них путь свободного самопожертвования, любви, всего прочего, это бунтовщики, которых следует держать строго в кулаке, только тогда они будут послушны, только тогда Ты их спасешь от этого самоуничтожения постоянного. И предлагает избрать эти три пути.

Первый - «Если Ты Сын Божий, сделай эти камни хлебами, и они все побегут за Тобой, потому что будут бояться, что как только Ты отнимешь Свою руку - опять эти хлебы превратятся в камень». То есть материальное благополучие, обещание устройства мира на каких-то началах, которые дадут человеку материальное благополучие. Но на самом деле, конечно, для человека этого еще не достаточно. Мы знаем сколько угодно людей, которые полностью материально обеспечены и несчастны, потому что нестроение в доме, потому что что-то не совершилось, болезни, и т.д. То есть это еще не все. И поэтому Иисус ему отвечает: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И знаменательно, что в свое время, - а это была хрущевская оттепель, - появилась замечательная повесть Дудинцева, которая так и называлась - «Не хлебом единым», то есть рассказывает о человеке, который идет на риск разоблачения какой-то неправды, садится в тюрьму и т.д. То есть понятно, что человек даже при хорошей зарплате и условиях не может работать там, - нормальный, совестливый человек - где твориться какая-то неправда. Он идет на риск, жертвует своей свободой, отстаивая правду. Понятно, что в названии в 60-годы не могло появиться Слово Божие, но конечно, намек был совершенно ясный  и прозрачный.

Вот первое искушение - искушение материальным благополучием. Что вот дали человеку материальное благополучие – и все, он ничего больше не захочет. Таких людей немало, которые довольствуются этим. Так сказать, буржуазность такая, и духовная в том числе, и вот этого вроде бы достаточно. Но, как правило, человеку одного этого еще мало.

И тогда дьявол говорит Ему другое, предлагает, так сказать, из духовной сферы: ставит Его на крышу храма и говорит: прыгни вниз с высоты. Если Ты Сын Божий, то сказано в Псалмах, что ангелам своим заповедает о тебе, подхватят тебя, понесут на руках своих, да не преткнешься о камень ногою твоею. Покажи им чудо постоянное, они поразятся, что вот, пожалуйста, слово Божие говорит такое. Но Господь отвечает на это: «Написано: «Не искушай Господа Бога твоего». Не испытывай, не проверяй, доверяй Ему без проверки, потому что многие вещи не проверяются. Когда Бог говорит Аврааму: пойди из этой земли, в землю, которую Я тебе укажу, и от дома родства твоего, Авраам не проверяет Бога, это невозможно проверить, Он доверяет Ему и идет, куда призывает его Господь.

Таким образом, власть чуда отвергается, потому что это тоже на самом деле посягательство на свободу человека - вместо свободного принятия: весь мир - чудо, красота природы, все вокруг есть чудо, а если какие-то специальные чудеса, то Бог этот путь отвергает, подобно тому как когда распятому Иисусу фарисеи и книжники говорили: «Сойди с креста, и мы в Тебя уверуем». Вот что было бы, если бы Он действительно сошел с креста: ужас и мрак, и злоба, а конечно, не вера и любовь со стороны этих людей. Бог отвергает этот путь.

И, наконец, третий путь. Берет дьявол, поставляет Его на высокую гору, показывает в одно мгновение все царства мира и говорит (конечно, обманывает): «Все дано это мне. Если мне поклонишься, то я тебе власть отдам». То есть избирается путь насилия, путь века сего, принуждая, заставляя людей дьявольскими методами быть себе послушными «и Ты спасешь этих людей». И Господь отвергает и этот путь. Он говорит: «Отойди от Меня, сатана, потому что сказано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Важно то, что Иисус отвечает не просто личной мудростью, а ссылаясь на Писание, на Слово Божие, почему это важно - потому что подсказывается нам, что Евангелие - это не что-то новое, это то, что было уже сказано давно, опирается на все те откровения, которые были даны Богом еще в Ветхом Завете, но они достигают своего раскрытия, своего полного такого осуществления в личности Господа Иисуса Христа. И вот для нас очень важно это наставление – наставление о том, что не только хлебом, не только вот какими-то чудесами, не поклонением перед принуждением и государственной машиной, которая принуждает людей и наводит порядок, - конечно, государство и порядок нужны, но они не являются абсолютными, это есть лишь средство, а цель-то совсем другая.

Так что нам предлагается эти два текста сегодня именно как начало нашего пути на этот год. Каждый год мы встречаем Рождество Христово, каждый раз после Рождества вот эти чтения, и каждый год перед нами как новая открытая страница, где нам еще и еще раз Церковь подсказывает вот этот путь Христов, который призывает наше сердце следовать именно за Ним. Аминь.