протоиерей Александр Борисов
Слово перед Исповедью и слово после Литургии
24 января 2010

Фонограмма


Слово перед Исповедью:

Давайте принесем покаяние в наших сердцах, прежде всего вот в этом самом главном грехе, о котором и говорилось в сегодняшнем Евангельском чтении – дух гордыни, превозношения, когда мы других людей считаем заведомо ниже себя, не зная ни об их прошлом, ни о том, что за этими неприятными их чертами, недостатками, стоит не их вина, а скорее их беда. В жизни, особенно в детстве, много может происходить таких вещей, которые потом сказываются тяжелым грузом в характере человека, во всем его поведении, а мы ничего про это не знаем и его беремся осуждать. А вот представим себе на Страшном Суде, когда нам будет показано: вот мы человека презирали, унижали, а нам будет показано всё то, что он пережил, то, что пришлось на его долю в детстве, еще в младенчестве, может даже когда еще во чреве матери был… И нам станет так стыдно, что мы, ничего не зная, человека унижали, презирали, отвергали! Господи, прости нас, что по нашему неведению, по нашему неразумию мы позволяем себе вот такое превозношение!

Гордость проявляется не только в этом. Всякий раз, когда мы оказываемся в мире, видим всякого рода рекламу, которая как раз вся направлена именно на вот это самое разогревание гордыни: «ведь я этого достоин». Как правило, речь о том, чего у человека нет – вот я этого достоин, а если у меня этого нет, я начинаю завидовать, и прочее. Это тоже проявление гордости – вот я достоин большего, а мне досталось мало. Поэтому надо всячески этому противостоять, помня, что вот это как раз и есть то, о чем говорит Евангелие: «не любите мира, ни того, что в мире». Мира не в том смысле, что творения, цветы, животных, насекомых и так далее, а не любить вот это мирское превозношение, вот это стремление разделять и властвовать, вот это стремление кого-то унизить, кого-то заставить, кого-то обидеть и так далее. Вот этого надо всячески избегать!

Когда мы начинаем впадать в такое саможаление или, наоборот, осуждать своих родителей (не так нас воспитали, чего-то нам недодали и так далее) – это тоже гордыня и превозношение. Вместо того, чтобы сказать себе: «я уже взрослая девочка, уже могу сама с этим справляться, а не винить отца и мать, которые тоже в детстве имели что-то тяжелое, и вот это, как эстафета зла, передается и мне». И от меня зависит, пресечь ее, остановить, сказать «нет, я сам буду с этим справляться» или опять винить всех вокруг и передавать эту эстафету зла дальше и дальше. Вот на христианине это должно остановиться. В этом призвание наше – остановить зло мира в нашей судьбе. Не осуждать, не порицать кого-то, не искать виноватых, а иметь смелость и мужество взять на себя ответственность и за свои недостатки, и за свои промахи. Говорить: «это я, не кто-то другой соблазнил меня, а это я сделал; я мог бы этого не сделать, а я это сделал».

Вот давайте пусть это станет лейтмотивом нашей первой недели приготовительной, давайте внимательно это отслеживать, чтоб вот эти семена гордости, эти злобные ростки превозношения, чтоб они у нас увядали. А, наоборот, произрастало внимание к другому, трезвая оценка себя, реалистический подход к жизни!

 

 

 

 

Слово после Литургии:

Поздравляем всех с принятием святых Христовых Таин!

Каждый раз для нас участие в Трапезе Господней - воспоминание Самого Господа: Его страданий, смерти и Его воскресения. Именно Его воскресение говорит нам о том, что Он не просто выдающаяся личность, а Сын Божий. И всё, что Он нам говорил, всё, что Он нам оставил в Своем учении, и то, что Он продолжает пребывать в этом мире - не просто как замечательный человек, а как Сын, как Слово Того, Кто создал мир. Пусть память об этом каждый раз оживляется в нас именно с принятием Святых Христовых Таин!