протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
30 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшняя суббота и завтрашний воскресный день. Уже второе воскресение, когда мы поём песнопения из богослужебной книги, которая называется «Постная триодь». Книга, которая включает в себя песнопения приготовительных недель и недель великого поста. И вот на сегодняшней всенощной поётся сто тридцать шестой псалом, составленный во время вавилонского пленения, за пять веков до Рождества Христова. Составленный по такой причине печальной и грустной для пленников, которые были угнаны вавилонянами из Иерусалима, из Иудеи. Лишились государства, лишились семей земель, и самое главное лишились своей основной святыни – храма, который был построен Соломоном в Иерусалиме, и который был центром всей духовной жизни. И когда это всё произошло, то духовные лидеры не стали обвинять Бога и каких-то людей за то, что их постигла такая печальная участь, а искали в себе причины, как в книге пророка Даниила. В это же время говорится, что у Тебя слава, а на наших лицах стыд и позор, за то что не ценили то, что имели за то, что вместо того чтобы искать пути Божьи справедливости правды и созидания. Искали пути эксплуатации, притеснения бедных всякие военные союзы и так далее. Словом видели вину в этом не просто в захватчиках, а понимали что они всего лишь как некий жезл наказания в руке Божией, которая… наказание которое имело ввиду привести народ в осознание того, той драгоценности, той духовной роли, которой он имел.

И вот эти строки сто тридцать шестого псалма нас возвращают к этому времени и к этим чувствам, которые народ переносит в этом псалме. На реках вавилонских там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Сион – гора в Иерусалиме, на которой был создан Иерусалимский храм. На вербах посреди его повесили мы наши арфы, то есть на кустах рядом на реке, которой жили - Евфрат. Там пленившие нас требовали от нас слов песни и притеснители наши веселья. Пропойте нам из песней Сионских. Понятно были захвачены и сосланы в основном конечно элитарная часть израильского общества: ремесленники, служители храма, вельможи, люди знатные. И они конечно обладали известным уровнем культуры и вавилонянам было интересно послушать эти экзотические для них песнопения. Как бы насладиться плодами этой незнакомой им культуры. И пленившие требовали слов песней, веселья.

Как нам петь песнь Господню в земле чужой. Здесь уже начинается мотив покаяния. О том что если мы будем здесь радоваться, здесь воспевать Господа, вместо того, чтобы приносить слова раскаяния слова сожаления печали горя трагедии, от того что лишились своей главной святыни. Как нам петь песнь Господню на земле чужой. И далее следуют важные слова - «если я забуду тебя Иерусалим, забудь меня десница моя». То есть пусть правая рука моя перестанет мне слушаться. «Прильпни язык мой к гортани моей, если я не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселья моего». То есть понятно, если Иерусалим разрушен, то и не может быть никакой речи о каком-либо веселье. Вот такое покаяние.

И дальше идут строки, которые как бы уже обрушивают вину на притеснителей, на тех кто их пленил, увёз со своей родины. «Припомни Господи сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили разрушайте, разрушайте до основания его. Дочь Вавилона, опустошительница, Блажен кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам». Ну понятен такой мотив возмездия этим людям, которые были с одной стороны орудием Божьим, а с другой стороны с крайней жестокостью притесняли уже побеждённых.

И вот этот псалом вспоминается перед началом Великого Поста, как бы напоминая нам, что у нас тоже была какая-то духовная родина, были какие-то первые шаги наши в Христианской вере, в Церкви. Насколько всё было прекрасно чисто, и насколько могло бы это всё сохраниться. Но потом у каждого человека были свои грехопадения, свои преступления, которые омрачили весь этот его будущий путь. Но Господь даёт человеку возможность обратиться. Господь говорит, что покайтесь и живы будете. Господь не хочет смерти грешника, но когда обратится, что быть ему живым. И понятно, что этот псалом нам напоминает о том чтобы мы оживили в наших сердцах эти воспоминания о первых днях и месяцах нашего обращения. О том, что было потом забыто и как-то поблёкло. Поэтому важно в начале Поста нам оживить эти воспоминания принести покаяние в том, что разрушило ту линию, чистую линию духовного нашего развития, восхождения которая могла бы быть. И просить у Господа, чтобы Господь дал нам эту свою благодать, открыл нам двери покаяния, как и пелось в этом песнопении – «другом покаяние отверзи ми двери, Жизнодавче» (обращение к Богу, он даёт жизнь, он – податель жизни). И тогда если мы действительно искренне приносим это в сердце нашем, Господь во власти его оживить, оживить и поднять на новый уровень нашего взросления.

Вот все эти важные переживания того, что Господь любит нас, что Господь ждёт каждого из нас, что Господь хочет даровать нам какой-то светлый и радостный путь. Что б мы не впадали в уныние от всякого рода житейских трудностей и невзгод. Что б мы помнили о самом главном, о чём говорилось в сегодняшнем евангельском чтении: «и вот Я с вами во все дни до скончания века». Очень важные слова Господа, Он присутствует с нами всегда. Незримо, часто неощутимо для нас, но если мы обращаемся к Нему, если мы вспоминаем Его не как некое средство для устройства нашей жизни, каких-то её особенностей, а как к тому, что является конечной целью признания человека – Царствие Божие. Вот то, что приходит Господь утвердить. Тогда конечно и меняются наши приоритеты, наши ощущения. И Господь призывает каждого из нас именно к этому.

Пусть Господь нас благословит, чтобы предстоящее время подготовительных недель и самого Великого Поста были для нас именно духовным приобретением, духовным очищением освобождением от всего того, что нам мешает идти за Господом. Что нам мешает радоваться этому спасению, радоваться этим замечательным возможностям, которые несмотря на тяготы жизни открываются в настоящее время для каждого человека, живущего в России. Открыты храмы. Везде продаются Священные Писания. Множество литературы. Пожалуйста занимайтесь благотворительностью Ничто не препятствует для христианина сейчас в России вести действительно такую полноценную духовную радостную жизнь. Аминь.