протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
31 января 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В самой нашей главной молитве, которую нам дал сам Господь, молитве «Отче наш», в первой её части, где речь идёт о отношениях между человеком и Богом, есть важные слова: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». То есть, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. И вот это самое главное, и самое трудное для человека – жить по воле Божьей. И очень часто человеку кажется, что у него есть какие-то собственные планы, и он даже не задумывается, отличаются ли они от планов Божиих, вот ему кажется что-то крайне привлекательным, желанным, и он устремляется по этому пути, переступая часто через многие вещи, через которые переступать, конечно, не следует. И вот, сегодняшняя притча нам рассказывает, как раз об этом, о том, как человек ведёт себя по отношению к Богу.

С младшим сыном, казалось бы, всё ясно. Он решает пожить в своё удовольствие, решает, чтобы всё у него было здесь и теперь, и будущая перспектива (работа с отцом на поле), всё это представляется скучно, неинтересно. Вот сейчас он пойдёт, будет развлечение, будут друзья, подруги, всё замечательно, всё хорошо. В это прекрасное время, когда мы на раннюю литургию идём, всегда нам навстречу из ночных клубов идёт молодёжь, не вполне трезвая. Ну вот видно – кто-то потерянный, кто-то такой радостный. Ну видно, что какие-то резвящиеся дети. И вот всё это, конечно, приводит к тому, что человек оказывается у разбитого корыта. Жизнь его рухнула. И тогда он понимает, что надо вернуться.

И здесь притча, конечно, и говорит об отце, как к нам относится Господь. Как Он относится к грешнику, который поворачивается к Нему. Возвращается, готовит заранее целую речь о своём покаянии, а Отец перебивает его и говорит: «Принесите ему лучшие одежды, дайте перстень – в знак власти, перстень на руку его, что возвращается власть сына, сапоги на ноги и так далее. Будем петь и веселиться». Вот так решается судьба человека, который уходит, но знает, куда вернуться и возвращается и встречает любовь, встречает радость, встречает жизнь и свет.

И вот другой человек, подобно притче в прошлое воскресенье, о мытаре и фарисее, человек хороший, порядочный. Старший сын никогда не нарушал воли отца, всё делал как нужно, но оказалось, что внутренне он далек был от своего отца. Он не мог разделить такое же отношение к своему брату, какое было у отца. И даже в своём диалоге с ним, он говорит: «Вот этот сын твой он прокутил всё имение, ты принял его так радостно!». А отец ему говорит: «Брат твой вернулся. Брат твой был мёртв и ожил». Вот восстанавливается общее единство всей семьи. И так тоже бывает, что человек благочестивый, порядочный - бывает на этом пути благочестия человека ожидает вот такая опасность. Он представляет себе Бога по-своему. У него есть свой образ Божий и свой образ благочестивой жизни, в который, к сожалению, не включается любовь, прощение, великодушие. И не включается милосердие и сострадание, и прощение по отношению к согрешившему. И вот трудность, которая подстерегает человека на его религиозном пути. И так важно, на любом пути, для человека – помнить о Боге. Стремиться подражать Ему.

Вот у нас есть [такое определение] некие чины святых – святители, епископы прославленные, мученики (это мы понимаем) и есть такой ещё преподобные. Вот звучит для светского языка немножко странно, но если подумать, то на самом деле всё ведь очень просто. Пре-подобный. То есть подобный – значит похожий. Пре – то есть очень. Очень похожий. И вот когда мы чтим преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, называя их преподобными, как раз мы и говорим, что они очень похожи на Учителя своего. На Христа.

И так важно в нашей жизни искать и жить по этой воле Божьей. И это оказывается часто очень просто. Вот те обстоятельства, обычные, рядовые наши будничные обстоятельства – вот это и есть та самая воля Божия. Дети, семья, храм, какая-то работа здесь, помощь кому-то, больные, профессия, исполнение добросовестно всего этого, труд, который Господь дал в наши руки – вот это и есть воля Божия. Но только важно, чтобы одновременно с этим, не забывать и о том, что главное, что Бог ожидает от нас – это любви. Главная заповедь – это любовь к Богу. И вторая, подобна ей, и ближнего люби, как самого себя. Вот давайте из сегодняшней притчи сделаем этот вывод, что главный призыв к тому чтобы как бы мы, в каком бы положении ни оказались, младшего сына ли, старшего сына, чтобы нам не забывать вот об этом. Да будет воля Твоя, а не моя. И на земле, как на небе. Аминь.