протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
14 февраля 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В этом году случилось так, что праздник Сретения приходится на Прощёное воскресенье. Не потому, что числа совпали, а потому что не положено церковным уставом совершать этот праздник в первый день Великого Поста – в понедельник. И поэтому праздник переносится на сегодняшний день, на воскресенье. И таким образом соединяются два дня, таких вот важных – Прощёное воскресенье и Сретение Господне. Поэтому вы слышали два апостольских и два евангельских чтения.

Праздник Сретения – замечательный праздник, который включает в себя две важные темы. Тема радостная, тема праздничная и тема трагическая. Радостная тема - когда старец Симеон по вдохновению приходит в Иерусалимский храм, потому что ему было обещано, что он не увидит смерти, не умрёт до той поры, пока не встретит Христа Господня. То есть Христа, то есть Царя. Того Царя, которого Бог посылает для обновления мира, для того чтобы люди могли идти за тем, кто обладает полным совершенством, кто ведёт их действительно к спасению, а не просто как обычный земной Царь к устроению своей земной власти насилием и принуждением. Царя, который будет править любовью, свободой, миром и той силой, которая исходит от самого Бога. И вот такая происходит великая радость, когда Симеон, наконец, встречает, видит младенца, и он понимает, что все его ожидания, все его труды и терпение, и всё, что было перед этим, всё не было напрасным. Обетование, обещание Божие исполнилось. И вот с великой радостью восклицает, что сегодня Ты отпускаешь раба Твоего, Владыка, пройден долгий жизненный путь, с трудностями и вот, наконец, цель достигнута. Радость переполняет сердце старца.

И не только он один. Говорится ещё и о вот этой женщине, которая пророчица Анна, дочь Фануилова, которая тоже ожидала, вместе с другими людьми, пришествия Царя-освободителя в мир. И, наконец, это произошло. И вот это – великое радостное событие, потому что для каждого человека самое радостное и самое значимое событие в жизни – это встреча с Богом. Каждый из нас, попробуем вспомнить тот день, когда мы впервые поняли, что да, Бог есть. Мы не одиноки в этом мире. Мир – не просто какое-то скопление атомов, молекул, планет, которые в пространстве ледяном движутся по своим орбитам миллионы лет. Мир создан Богом, и он создан для человека. И человек несёт в себе этот образ и подобие, несёт эту мудрость, этот разум, способность познавать, способность устраивать мир, и вот когда человек узнаёт, в какой-то момент жизни, что вот это именно так. То это, конечно, великая радость. И, одновременно с этим, мотив скорбный. В тот момент, когда он говорит о том, что вот, лежит этот младенец на падение и на восстание многих во Израиле. С одной стороны, действительно, встреча с Богом для человека является радостной, но она является и испытанием. Пойдёт ли человек за Богом? Или он, встретив, и потом равнодушно отвернётся и пойдёт по своим делам, как в притче про семя, которое упало в тернии, и взошло терние и подавило это семя, и оно не принесло плода. Заботы житейские, одно, другое, семья или что-нибудь, раздражение, недовольство, уныние, какой-то ропот на Бога, и человек уходит. Уходит от Бога и отходит от Христа Господня, потому что он хочет другого царя, царя который твёрдой, железной рукой правил бы над ним. И чётко говорил: «Вот это можно, а это нельзя». А кто переступает, тот значит там, в Гулаг там или куда-нибудь ещё. Поэтому, вот это момент выбора.

И вот за этими словами, говорится слова, обращённые к Марии: «И тебе самой орудие, меч пронзит сердце». Вот это вот страшные слова. Что это означает? Ну конечно, Мария и не сразу, быть может, всё понимала, хотя конечно уже догадывалась, потому что Благовещение, когда Ангел говорит ей, что ты станешь матерью Мессии, и даст твоему сыну Господь Бог престол Давида отца Его. И будет царствовать над Израилем во веки. Царствию Его не будет конца. Но в то же время уже с первых же минут жизни вместо пуховых перин для царского дитя ясли и загон для скота. Вместо почестей преследование и угроза от воинов Ирода убийством и приходится ночью бежать в Египет, спасаться от неминуемой гибели. И после совсем не похож Он на царского сына, который окружён почестями и удобствами, а своими руками Иисус трудится в мастерской отца, чтобы добывать пропитание себе, матери и своей семье. И, наконец, когда, казалось бы, вот, Он выходит на проповедь, вот радостной толпой встречает его Иерусалим, но проходит всего неделя и из этих, же ворот Он пойдет, неся на себе крест. Пойдёт на Голгофу, на позорную страшную мучительную казнь. И быть может, Мария думала, что вот в последнюю минуту Отец Небесный вмешается, поразит палачей и всё изменится в мгновение ока, но этого не происходит. Господь смотрит на неё и глазами показывает на своего ученика, который здесь стоит. Всего лишь один ученик, все остальные разбежались. Несколько женщин. И показывает глазами, говорит: «(Жена ?),Вот Сын твой», а ему говорит: «Вот мать твоя». И она понимает, что его уже не будет, что ничего такого не произойдёт. Что эта кончина неизбежна.

Лишь после воскресения открывается для Марии то царство, которое действительно приносит Господь с собою. Как Он и говорит Пилату: « Царство моё не от мира сего, если б было от мира сего моё царство, то мои слуги имели бы успех, имели бы почёт, но ныне царство моё не отсюда». И вот когда мы в своей жизни тоже видим, что происходит крушение наших надежд, что мы, казалось бы, достойны лучшей участи, а вот её нет. И поэтому так важно обращаться к Божьей Матери, которая прошла вот этот путь страданий, путь трагедии сына. Что может быть страшнее, как видеть сына, мучимого на кресте, умирающего этой позорной смертью. И Мария проходит через всё это, и удостаивается радости воскресения. Открытия того Царства, которому не будет конца. И вот когда вы оказываетесь в таком трудном положении, как важно нам вознести молитву Деве Марии – Ты прошла весь этот путь, и Ты дождалась этой великой радости. И даруй и моему сердцу пройти сквозь эти трудности и испытания.

И другая тема, тема Прощёного воскресенья. Этот текст евангельский следует сразу за молитвой «Отче наш», которую Господь даёт нам. Прекрасная, дивная, неизмеримо глубокая молитва и текст, который читается сегодня, разъясняет в ней одну только фразу: «И прости нас, как и мы прощаем». И Господь далее разъясняет её и говорит, что если вы будете прощать согрешившего против вас, то Отец ваш небесный простит вам согрешения ваши. А если не будете прощать, то и Отец небесный не простит вам согрешений ваших. Собственно, правы те люди, которые говорят, что когда мы находимся в состоянии обиды, в состоянии злобы, в желании мести кому-то, то мы даже наверно не имеем права молиться этой молитвой. Потому что будем: «Прости нас, как мы прощаем!», в сущности, будем просить, чтобы нас не прощал Отец наш небесный. И вот поэтому так важно, войдя в Великий Пост, входя вот сейчас в этот чин прощения. Ну, может быть, не все смогут прийти, но почему важно об этом просить? Иногда это кажется какой-то формальностью, но есть огромная разница от того, что человек понимает, что он не дотягивает до какой-то планки. Мы прекрасно понимаем, ваши священники, о том, что конечно, мы могли бы быть значительно лучше, что мы не такие как Серафим Саровский или Сергий Радонежский, к великому нашему сожалению. А именно таких пастырей ожидает каждое человеческое сердце, но вот мы не такие. Могли бы наверно быть гораздо лучше, чем мы есть, но вот не удалось. И поэтому просим и у вас прощения. Что не хватает внимания, не хватает какого-то попечения, не хватает нужного слова, потому что бывает, опытный пастырь скажет одно нужное слово, одну только фразу, и она попадёт в точку необходимую. И решаются проблемы человека. Но как редко находится это точное слово. И когда мы просим, друг у друга прощения, кажется тоже формальность, ну что мы там, друг другу ничего особенного не сделали, но это важно тоже признание того, что мы все не дотягиваем до того, кем мы могли бы быть. И вот это признание очень для нас важно. Вместо того, что мы скажем, ну, подумаешь, там какие-то слова, всё это лишнее, в сущности человек остаётся, как бы равнодушен к тому, что он не использовал все те возможности, которые были даны ему Богом в жизни.  Вот давайте об этом с вами подумаем, даже если кто-то не сможет прийти сегодня вечером, но, тем не менее, что б в сердце нашем было вот это сокрушение. Потому что сердце сокрушенно смиренное Бог не уничижит. Будем помнить об этом и вот с этим настроением, с этим расположением сердца входить в это великое время Великого Поста. Аминь.