протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
20 февраля 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Каждую неделю мы празднуем событие, которое изменило облик всего мира – Воскресение Господа Иисуса Христа. Воскресение Спасителя, того, кто был послан в этот мир, как Царь, как образ Того, Кто этот мир создал, Кто им управляет, и послан был как именно видимый, понятный для человека царь. Царь – Мессия, что в переводе собственно и означает именно «царь». И мы празднуем каждое воскресенье – так называется по-русски этот день, воскресенье – это событие. Событие совершенно потрясающее, событие, в которое человеку трудно было поверить, и, тем не менее, это воспоминание уже сохраняется на протяжении двух тысяч лет. И не только сохраняется, но даёт людям постоянно новые и новые силы, привлекает новых и новых людей из новых и новых поколений. И вот это событие, которое произошло – первый день после субботы, первый день недели, который мы теперь называем днём воскресным, когда жёны мироносицы, ученицы Христа пришли к тому месту, где Он был положен во гроб, в маленькую пещеру, и увидели, что камень отвален от гроба, гроб пуст и лежат только одни пелены. И недоумевают, что произошло, и происходит удивительное потрясающее событие, откровение, Бог как бы прорывается через эту завесу, через эту занавесь, которая отделяет физический мир, видимый от мира духовного. И два посланника ангела, говорят им такие слова: «Что вы ищите живого между мёртвыми? Его нет здесь, Он воскрес. Вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее». Вот это послание, которое начинается словами «Что ищите живого между мёртвыми?» говорит нам о сути происходящего. Женщины ищут среди мертвецов, на кладбище, среди других умерших людей, тела которых там погребены и лежат там с момента их смерти, а тот, кого они ищут Он живой, он – Бог, Бог не может умереть. Бог только принимает нашу человеческую плоть, наше человеческое естество, природу и вместе с ней переживает смерть, но смерть тела только, и, то только на эти три дня. С пятницы вечера – первый день, второй день – суббота, день покоя и в третий день это соучастие в человеческой кончине заканчивается победой над смертью. Воскресением, преображением плоти тела Господа Иисуса Христа. Так что потом Лука об этом рассказывает и дальше, так что появляется вместе в этот же день с Лукой и Клеопой, которые идут из Иерусалима в маленький городок неподалёку. Появляется после этого вечером с одиннадцати и вместе с ними преломляет хлеб. И появляется потом ученикам на Тивериадском озере, когда они ловят рыбу. И наконец, на горе с которой происходит вознесение, и на которой даёт ученикам великое поручение – идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И вот мы видим, что вот это для человека необычайно трудно поверить в то, что кроме видимого для нас физического мира, существует мир духовный. И иногда люди говорят, вот если что-нибудь такое произошло, какое-нибудь такое чудо, вот тогда бы я поверил. Но вот чудо произошло, пришёл Господь Иисус, о котором говорили за десять веков, за тысячу лет предсказывали приход Его. И Он пришёл. И что же люди сделали? Поверили? Нет, они Его распяли, предали мучительной смерти. И даже самые близкие сомневались. Мы, было, думали, что Он тот, который может спасти Израиль, а вот уже третий день, как Он распят, но правда некоторые вот у нас женщины уже сказали, что-то ужасное для нас непостижимое, что были на могиле Его у гроба и Он воскрес. Вот как трудно человеку перестроиться и принять, что мир не ограничивается его восприятием. Как нам трудно бывает, скажем, оказавшись в другом месте даже, не то, что в другой стране, в другом неизвестном районе трудно ориентироваться. Мы люди настолько привыкаем к тому, что нас окружает повседневно, что нам трудно представить что-то иное. А это иное существует и заявляет о себе всем творением, всем, что окружает нас вокруг. Потому что, будучи людьми, которые, казалось бы, рассуждают логически, вот причинно-следственные отношения, какой там духовный мир? И, тем не менее, в этой цепочке самое её начало остаётся всё равно непостижимым. Ну, хорошо, всё возникает по каким-то причинам, а изначально, откуда всё возникло? Откуда возник этот мир? С чего всё началось? Мы же понимаем, что всякая вещь она имеет свою какую-то причину. Рассказывает такой случай по Исааку Ньютону, его, отец Андрей Кураев включил в свой учебник. Очень хорошая иллюстрация. Говорят, что Исаак Ньютон, когда он сформулировал свою теорию тяготения, объяснял ею движение небесных тел и так далее, пригласил одного мастера, и, по его указанию (Ньютона) мастер сделал такую модель: где в середине солнце, потом кружатся планеты, луна, на таких проволочках передвигаются, видно солнечное, лунное затмение, как оно происходит и так далее. И один из приглашённых его коллег, он говорит (он был человеком неверующим, отрицающим бытие Божие, атеист) и он спрашивает: какая замечательная модель, как хорошо это сделано, понятно, хорошо. Где этот мастер? Скажите мне вот координаты, как бы сейчас сказали. Я хочу, чтобы он сделал такую же. А он ему говорит: а никакого мастера нет. - Как так нет? – Ну, так, я пришёл в комнату и вот такая модель. – Как, что вы смеётесь надо мной? – Ну, слушайте, вы же отрицаете то, что вот гораздо более сложной системы (Земля, окружающие её планеты, солнце), что они сделаны, сотворены кем-то. Вы считаете, что это само собой. Тем более, такая вот вещь куда проще, появилась в этой комнате сама собой. Почему же вы в это не верите?

Ну, понятно, что он над ним шутил, но, во всяком случае, пример, мне кажется, очень хороший. И таких примеров множество. Просто человеку трудно пойти, вот перешагнуть это привычное каждодневное повседневное существование. И решиться на этот риск веры. Вера действительно представляет собой некий риск. Некое допущение, некое такое отчаянный шаг. Да, а что, если это действительно так? А ведь свидетельств очень много. Сам факт существования христианства на протяжении двух тысяч лет, сам факт порой, то, что христианство дало культуру, науку. Вся наука, которую мы имеем сейчас, и все эти технические достижения – это всё, совершенно определённо, порождение христианства. Она произошла именно в Европе, родилась наука, именно в христианском мире. И ни там в Африке там, или там в Австралии, там в Океании где-нибудь. Нет. Вот здесь именно, в конце средневековья, начались научные исследования, которые привели к современной цивилизации. Мы уже не можем представить себе жизнь без электричества, компьютера, телевизора, мобильного телефона, хотя 20 лет назад его ещё не было. Как мы тогда жили – не понятно. Но, во всяком случае, мы видим, что свидетельств множество. И они, однако, не убеждают. Поэтому нам так важно, вот пойти на этот риск веры. Потому что даже ученикам было трудно, когда женщины пришли, сказали: «Он воскрес! Так как Он говорил нам ещё, когда мы были в Галилее». И они все не поверили. Все слова показались, как ложь. И только Пётр, которому Иисус, буквально за несколько часов перед этим предсказал, что вот ты готов сейчас душу свою за меня отдать, а петух не пропоёт дважды, как ты трижды от меня отречёшься. И вот это в памяти Петра, если Господь это предсказал, это состоялось, то наверно и эти слова тоже правильны. Это тоже правда. И отошёл в себе дивяся бывшему. А потом-то уже Лука рассказывает позже, что, да, действительно, Господь истинно воскрес и явился Петру одному. Особо, специально ему. Об этом рассказывает только евангелист Лука. И я думаю, что вот то время, которое мы сейчас проходим, время поста – одно из его измерений как раз есть то, что как бы сокращая заботы нашей повседневной такой вот жизни, заботиться о том, о сём, чтоб там ремонт сделать, там, на работу, и то – сё, мы максимально стараемся во время поста это сократить. Телевидение там, кто может хорошо бы. И тем самым, освобождаем вот наши органы чувств, наше сознание, наш разум, наше сердце, освобождаем для того чтобы мы восприняли вот эту духовную составляющую созданного Богом мира. Духовную составляющую бытия. И опыт всех религий говорит о том, что это абсолютно необходимо. Потому что если мы будем продолжать жить обычной такой жизнью, есть, пить, веселиться, то конечно, мы ничего духовно не почувствуем и не увидим. Поэтому, я думаю, что одной из многих составляющих, вообще пост имеет очень много объяснений для чего он нужен, для нас постоянной пищей для нашего размышления, одна из них именно эта. И очень важно, памятуя о том, что ученики говорили: «Господи, умножь в нас веру!». И мы тоже не должны бояться сомнений, а мы должны на каждое сомнение просить: «Господи, умножь в нас веру!». Чтобы мы действительно могли быть свидетелями для наших близких, там мужей, жён, которые не уверуют, детей, только тогда мы сможем им что-то сказать. Когда для нас это будет действительно такой реальный опыт веры. Когда мы будем искать вот этого. Когда будем стремиться жить этим. Везде, где только можно, находить подтверждения и слагать их, как Мария слагала в сердце своём. Чтобы в какой-то нужный момент, поступить, как поступает верующий человек. Многие, конечно, говорят, что ну что там вот вера, вот я, мол, знаю людей неверующих, тоже поступают хорошо. Тоже хорошие, добрые люди. Это правда, конечно, потому что в этих людях образ Божий заложен и в них нет того эгоизма, который вообще в среднем захватывает сердце каждого человека. Именно поэтому они и делают добро, и они как бы вырываются из общей массы. Но в тоже время, мы понимаем, что вот среди верующих таких людей гораздо больше, потому что они идут навстречу благодати, которая помогает им освободиться. Сколько там, в истории примеров покающихся разбойников, ставшими святыми. Людей, которые ушли от греха, людей которые все свои силы, огромные силы своей души отдали Богу и принесли своей жизнью прекрасный плод. Вот давайте этим постом просить, чтобы Господь умножил и нашу веру, нашу, здесь стоящих, чтобы мы сами стали живыми свидетелями для тех людей, которые живут рядом с нами. Не тем, что мы будем всё время заставлять, принуждать, им надоедать своими сентенциями, наставлениями, а тем, что мы будем жить этим. Тогда свет веры будет всё время из нас исходить. Это будет учить нас и мудрости – когда говорить, когда молчать, когда поступить так, когда поступить иначе. Мы будем знать это. Потому что, как и сказано: каждый будет научен Богом. Именно через эту духовную составляющую, которой мы откроем своё сердце. Аминь.