протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
21 февраля 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда мы с вами идём по жизни, то конечно не редко наступает искушение впасть в уныние от того, что нас окружает множество событий, которые несут в себе какое-то зло. События, которые связаны с гибелью людей, с сопротивлением чему-то доброму и разумному. Болезни, смерть, и много много других трудностей, неприятностей в окружающем нас мире. И в этот мир приходит некто, Иисус из Назарета, который несёт радостную весть – Евангелие. И в чём же состоит это евангелие? В том, что Бог приходит и разделяет нашу судьбу. В том, что Бог нам на примере своей жизни, земной жизни и воскресении, говорит о том, что нас ожидает нечто другое. Что всё: все эти трудности, эти неприятности, какие-то события, которые вызывают в нас уныние, а часто и отчаяние, что это всё есть борьба Бога с тем злом, которое возникает в результате той свободы, которую Бог даёт миру. И человек приходит в этот мир не просто как некое существо, которое будет плыть по течению, а как разумное существо, несущее в себе образ Божий и призванное к тому, чтобы встать на сторону добра. Бог хочет от нас не просто какой-то жизни «по щучьему велению», а хочет от нас мужественного сотрудничества с ним. И радостная весть заключается не в том, что как только мы откроем Евангелие – всё станет хорошо, а заключается она в том, что Бог нам обещает некое прекрасное будущее – Царствие Небесное. Некое будущее, в котором все вот эти нестроения, все эти трудности, всё это сопротивление отчаянно злу, все преступления, все мерзости, которые происходят: грязь, кровь, всё… вот этого уже не будет.

Но создаётся оно не без нас. Создаётся оно на протяжении многих поколений, которые противостоят злу на стороне добра. И от человека требуется одно важное качество – мужество. Не просто вера в Бога, в Бога веруют и другие народы, а христианство заключается именно в том, что Бог приходит к нам и разделяет с нами нашу судьбу. И призывает нас быть его сотрудниками, быть его соработниками, быть его друзьями. Призывает нас к этому трудному пути, пути противостояния злу на стороне добра. И путь этот начался не сейчас, не тогда, когда мы родились, он обнимает всю многовековую историю человечества. Особенно с того момента, когда нашлись праведники, которые сознательно избрали идти за Богом. И отрывок из послания к евреям, который мы сейчас слышали, рассказывает об этих праведниках Ветхого Завета, которые преодолевали огромные трудности: сражались с врагами, побеждали полки чужих, спасали своих близких. И те, которых не был достоин весь мир, скитались в пустынях и горах. И они жили этой верой в будущее открытие, в будущую победу добра. И Господь говорит о том, что они ещё не увидели, то, что знаем мы, не увидели приход Посланника Божия – Христа Спасителя, который несёт нам эту радостную весть о будущей победе и соучаствует во всех этих трудностях вместе с нами своей жизнью.

И поэтому для нас открывается вот эта перспектива, потому что как говорит апостол, что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они (то есть герои Ветхого Завета) не без нас достигли совершенства. Посему и мы имеем вокруг нас такое облако свидетелей, свергнем с себя всякий грех запинающий, всякое бремя, и с терпением будем проходить предлежащий нам путь. С терпением мужеством и верой в то, что мы призваны. И в этом достоинство человека, не просто лежание на печи, где «по щучьему велению» всё будет совершаться, не к этому призван человек. А человек призван именно к сознательному противостоянию злу на стороне добра. И в этом отношении нам открывается вот эта удивительная возможность. И евангелие сегодняшнее (первая глава евангелия от Иоанна) рассказывает о том, как один из первых учеников призывает своего друга Нафанаила и говорит мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки. Наконец вот то, что веками ждали наши предки, оно осуществилось. Это настолько потрясающе, настолько поразительно, что в это трудно поверить. И Нафанаил говорит, сомневается: «из Назарета, ну что такое, маленький городок, может ли оттуда быть что-то доброе?». А ему друг его Филипп говорит: «иди и посмотри». И вот поэтому нам важно помнить об этом, что надо идти и посмотреть, узнать Иисуса, посмотреть на Него. Не просто принять христианство, как одну из многих религий, какую-то связь с иным потусторонним миром, а принять Евангелие, как то, что нам приносит Сын Божий. И поэтому нам так важно вчитываться в Евангелие.

Очень часто бывает так, что люди годами ходят в церковь там, или причащаются, или только свечки ставят, или чего, но евангелие не открывали. Они ещё как-то не осознали, не услышали, быть может от тех, с кем они встречались, что самое главное-то в христианстве, в церкви, в православии, самое главное – личность Иисуса Христа. Потому что Он пришёл к нам, Он посланник, и через него всё осуществляется в нашей жизни. Она обретает смысл, направление и содержание. Вот давайте об этом всегда с вами помнить. И вот эта первая неделя поста, которая как раз ведь и восходит к древним временам, когда эти евангельские чтения были приготовлением для людей, которые готовятся принять крещение. И для нас с вами, хотя мы уже давно крещены большинство из нас, кто-то может быть недавно. Вот этот день тоже воспоминание и напоминание нам об этом пути, который нам открылся, когда мы приняли решение принять крещение. Это не просто как иногда бывает, человек поверил в Бога, а раз поверил в Бога, значит надо принять крещение. А крещение – не только поверить в Бога, а поверить в то, что он нам послал Спасителя, послал Сына своего. Вот в этом самая главная суть христианства.

Поэтому давайте наберёмся мужества, наберёмся решимости идти за Христом, несмотря на всё это. И Господь и нам говорит, как он говорит сегодня Нафанаилу, что: «ты поверил, потому, что я сказал тебе какую-то маленькую деталь твоей жизни, я видел тебя, когда Филипп под смоковницу тебя только позвал. Увидишь нечто большее». И говорит ему: «истинно говорю вам, отныне будете видеть небо отверстым и ангелов божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». То есть нам откроется гораздо большее, чем это историческое свидетельство о приходе Христа, чем вся история церкви. Потому что в дальнейшем будет открываться больше и больше то Царствие Божие, которое нам уже даровано, но путь к которому лежит через трудности, преодоления каких-то трудностей и в нас самих и вокруг нас, состоит именно в этом мужественном противостоянии злу на стороне добра со Христом Иисусом. Аминь.