протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
3 марта 2010

Фонограмма


Сегодня, как и всегда, во время литургии преждеосвященных даров, было три чтения из книг Ветхого Завета, которые готовят оглашаемых, то есть тех, кто готовится к крещению, принятию таинства крещения и вхождения в церковь. Но и мы с вами, хотя мы крещение приняли достаточно давно, тоже нуждаемся в напоминании об этих наших шагах в церковь, воспоминанию о том, как мы принимали крещение, и обновлению нашего наставления. Поэтому книги Ветхого Завета, они нам рассказывают историю спасения. И первое чтение из книги Бытия было, повествовалось о потопе. О праведном Ное. О человеке, который жил в доисторические времена, и был праведным, несмотря на то что весь мир погибал в разврате, войнах, уничтожении друг друга. Словом, зло было неизмеримо. И, как говорит Библия, вот эти катаклизмы естественны, они являют собой как бы отклик хаотических сил, которые перестают сдерживаться человеком, и человек своим злом погружает мир в хаос. Именно поэтому, так понимает Библия, происходят эти природные катастрофы. И сказание о потопе, есть некая такая вот модель вот этих природных катастроф. И, напротив, Ной оказывается одним из всего этого человечества, единственный, его семья и он, единственный человек, который слушает Бога и совершает такой странный и великий подвиг – строительство ковчега, причём этот ковчег строился так по толкованиям. Не где-то вблизи моря, скажем, там какой-то было заводь, берег и так далее, было бы естественно и понятно. Он строился на суше, есть даже такой фильм о Ное, и вообще, в книге Бытия, где рассказывает как раз о Ное, и вот сцена, когда на суше, там в горной местности, строится огромный корабль. Вот казалось бы такое совершенно нелепое занятие. Но Ной воспринял эту весть от Бога вполне серьёзно. И когда началось действительно это бедствие, потопа, так что как Библия поэтически пишет, даже самые высокие горы покрылись там на несколько метров водами. Один Ной оказался и спасся именно потому, что он слышал Бога и слушался Его. И вот в этом повествовании для нас наставление о том, чтобы не только слышать Бога, не только знать Священное Писание, но и ему следовать. Как Господь нам поясняет в притче о доме, который построен на песке и на камне. Если дом строится на песке, то это подобно человеку, который слушает слово Божие, но его не исполняет. Живёт так, как будто его и нет. Как многие современники и сейчас наши. И вот образ Ноя, как раз образ человека, который слушался Бога, именно потому он стал родоначальником всего последующего нового поколения, именно ему даёт Бог обещание, что больше не будет уничтожать жизни на земле и заветом, знаком этого завета, первого завета, то есть такого союза Бога с человеком, становится радуга. Так что, когда мы видим радугу на небе, мы вспоминаем как раз об этом замечательном повествовании.

Другое чтение из Ветхого Завета рассказывает об обличении, которое из уст пророка Исаия направлено на [завоевателя]. Сердце царя Ассирийского надменное, он говорит, что «рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». И пророк далее говорит: Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его. Речь идёт о том, что как оценивал Израиль военный успех ассирийцев, и огромные пространства всего переднего Востока были завоёваны этой державой, что это происходило за грехи народа, и Ассирийский царь был как жезл наказания в руке Божьей. Но когда этот царь возомнил себе, что это он сам, своей мудростью всё это делал, что всё ради него, то очень скоро держава разрушилась, на смену ей пришла Вавилонская империя. В этом наставлении, кроме прочего, содержится наставление для жизни каждого человека, что каждый из нас является лишь инструментом в руках Божиих. Каждый из нас имеет те знания, достоинства, происхождение, не благодаря нашим личным качествам, а это нам дано при рождении. Это некий дар, который мы не имеем права превозноситься не перед людьми других национальностей, не перед людьми более низкого культурного уровня, так чтобы у нас не было вот такого отношения, что это вот обладаем мы сами. Мы всегда должны помнить, что Господь нам дал, дал для того чтобы мы приносили добрые плоды на все те дары, которые нам даны. В Новом Завете это раскрывается ещё более наглядно в притче о талантах, что каждому человеку дан свой талант, но он не должен быть зарыт в земле. Даже такое выражение, оно имеет своим источником именно эту евангельскую притчу о человеке, который боялся этот талант использовать на какое-то нужное, важное дело, зарыл в земле и так пролежал, потом говорит господину: «Вот, возьми своё». И ему было сказано: «Лукавый раб и ленивый! Тебе надлежало на этот талант приобрести для меня более и более имений».

И наконец, вот из книги притч, где содержится много таких чисто бытовых обречений, даётся образ (и в древности были дома, которые называются у нас публичными) и вот там видимо хозяйка этого дома, сказано, женщина безрассудная, шумливая, глупая, ничего не знающая, садится у дверей дома своего на стуле, чтобы звать проходящих дорогой, идущих прямо своими путями. То есть тех людей, которые идут своим путём, занимаются своим делом: "Кто глуп, обратись сюда". И скудоумному сказала: "Воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине преисподней те, кого она зазвала. Ну, понятно, что это обречение всяких таких увеселительных заведений, когда люди ради разврата, ради такого ложного веселья, ложного представления о жизни, тратят деньги, время. Как вот утром иду я на службу, навстречу идут многочисленные, так очень усталые люди молодые (мальчики, девочки) из этих ночных клубов, здесь какие-то вот рядом тут есть и просто их безумно жалко. Люди вместо того, чтобы ночь отдохнуть и заняться делом, провели её неизвестно как, и впечатление у них такое, что вот она и есть настоящая жизнь. На самом деле вот этот образ нам показывает, что это есть смерть. И даже недавние события в этом самом ночном клубе, где там, в Перми, кажется, да? Вот как раз показали это образ просто вот естественно, наглядно, что следствие всех этих безумных увеселений является просто уже в буквальном смысле смерть. Так что будем принимать все эти наставления Ветхого Завета. Не будем пренебрегать, и те кто уже Новый Завет освоил достаточно хорошо, следует обратить своё внимание и на Ветхий Завет, потому что там даётся собственно всё, что концентрировано, ясно, ярко сказано в Новом Завете. Но протекает именно оттуда, и мы, знакомясь с ним, будем расширять свой духовный кругозор.

Ну и, хотел ещё вам напомнить, что Великим Постом есть прекрасная традиция – перечитать все четыре Евангелия. Но, может быть, не все ещё об этом знают, и поэтому напоминаю, пока ещё только идёт третья неделя Поста, ещё время есть, хотя бы два Евангелия перечитать нужно, потому что это – слово Божие, это – центр основания нашей жизни. Когда мы исповедуемся, мы целуем именно Евангелие, как слово Божие, которое обязуемся соблюдать. Ну и напомнить вам об этой молитве замечательной преподобного Ефрема Сирина, «Господи, Владыка живота моего», потому что она характерна именно для Великого Поста. Те наставления, которые в ней содержатся, они представляют собой квинтэссенцию вот постового пути каждого православного христианина. И настолько эта молитва замечательна, что многие поэты её перекладывают в стихотворную форму. Есть известное стихотворение Пушкина, что говорит о том, что он тоже к этому относился всерьёз. Не так как многие из нас, «ах да что-то я и забыл вот когда-то чего-то».

Помните его стихотворение:

 

«Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем вознестись во области заочны,

Чтоб укреплять его средь новых бурь и битв,

Сложили множество прекраснейших молитв.

Но, ни одна из них не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не даждь душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не слышит осужденья,

И дух смирения, терпения и любви,

И целомудрия мне в сердце оживи.

Простите, что я там немножко сбивался, я так сейчас по ходу решил напомнить вам это стихотворение, так что не репетировал заранее. Но во всяком случае это говорит о том, что наш великий поэт был внимателен к церковной жизни. И не просто так сказать, знал, читал, настолько, видимо, глубоко захватила эта молитва его, что он даже сложил замечательное стихотворение, которое вот вы сейчас слышали. Так что давайте в этом смысле дорожить и ценить то, что было, составляло такую важную часть нашей русской культуры в девятнадцатом веке. Давайте чтобы, если мы приходим в храм, то сознательно относиться хотя бы к тому немногому, что является вот главными такими путеводными вехами на нашем жизненном пути, на пути Великим постом к Пасхе. Пусть Господь благословит всех нас на предстоящий путь, чтоб мы не унывая шли, понимая, что если мы не делаем усилий, то и мало что нам откроется на пути. Лишь тогда, когда человек делает усилия, как альпинист, он видит прекрасный вид только тогда, когда он заберётся на самую вершину, тогда он увидит. Чем выше заберётся, тем больше увидит. Вот тоже самое, чем больше мы будем делать с вами усилий Великим постом (ну конечно, в разумных пределах), вот тем больше мы достигнем, тем больше духовно мы увидим того, что Господь хочет нам открыть. Аминь.