протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
6 марта 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Когда мы размышляем о евангельских событиях, особенно событиях, которым посвящён Великий Пост, то у нас нередко возникают разные недоуменные вопросы. И один из таких самых трудноразрешимых, иногда спрашивают люди, почему Господь среди других учеников призвал и Иуду искариотского, который стал потом его предателем. И ведь Он не мог не знать заранее, что будет. Но как раз, этот эпизод нам оказывается ответом на один важный вопрос: как действительно, мы знаем, Господь знает наперёд, что произойдёт и в тоже время, человек чувствует свободу поступков. Человек имеет свободу совести, свободу выбора. И жизнь его не является какой-то программой, которая развёртывается заранее, а жизнь его остаётся полем для свободного выбора. И вот сегодняшнее Евангелие в какой-то мере даёт на это ответ. Когда Господь призывает одного из учеников, тоже вошедшего в число двенадцати, Левия, который считается, по преданию, автором первого Евангелия. Евангелия от Матфея. Левий, второе его имя было Матфей. И вот, мы видим, что люди, которые были вокруг, видели проповедь, слышали проповедь Иисуса, и, увидев, что он общается с такими людьми как мытари, которые, в сущности, работали на оккупантов, на римлян, собирали налоги со своих же единоплеменников в пользу римлян. И, конечно, к ним отношение было презрительное, как к предателям. Ну как отношение было, скажем, во время войны к тем, кто сотрудничал с фашистами из своих же, русских. Совершенно понятно. И вот, Господь обращается  к такому человеку, а он, естественно человек богатый, занимается сбором налогов, конечно, какую-то часть себе берёт, это уж не без этого, всё понятно. И Иисуса осуждают: для чего Учитель ваш приходит вот к этим людям? Да ещё не просто с ними общается, а вот за трапезу пришёл, за столом там, вот вечерю устроил ему. А Господь говорит, что Он пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию. Не здоровый нуждается во враче, но больные.

И, тот же самый ответ и по поводу Иуды: что Господь дал ему шанс. Он призвал этого человека, видел в нём, по-видимому, какие-то дарования, видел какую-то, может быть, деловую хватку, темперамент, всё. Если бы это всё было употреблено на доброе, то, наверное, плоды были бы совсем другие в жизни Иуды. Но, к сожалению, он избрал дурное. Но не все. Вот, Левий Матфей, он оставил, Он его призвал, проходя мимо, сказал: «Иди за мной!», и он сразу же пошёл. Значит, в сердце у него было что-то такое очень важное, глубокое, что он сразу различил, что это не просто какой-то один из многих учителей, а что-то особое в нём есть. И, конечно, его выбор стал знаменательным для всей его судьбы. Потому что он стал не просто учеником Господа, а потом стал евангелистом, рассказал об этом, и люди, миллионы людей, читают его слова, читают то, что он написал, узнают о Господе Иисусе и открывают через его слово, открывают для себя новый путь в жизни. Вот такое великое счастье, какая грандиозная такая великая судьба у человека, который, обратившись сам, обратил миллионы и миллионы людей через написанное им Евангелие. И мы его до сих пор продолжаем читать, перечитывать, входить вот в эти обстоятельства, которые описывает нам евангелист Матфей. И, конечно, это – великое наставление и для нас с вами. Не только для тех людей, которые окружали, видели это всё, что не только праведные нуждаются в вере, но скорее как раз ещё больше нуждаются люди грешные, люди которые на какой-то неправильный путь в жизни встали. И, конечно, понятно, что мы должны для себя какие-то делать выводы вот из этого эпизода.

И вот надо сказать, что вот то, что называется сейчас социальной работой, к которой призывает и Патриарх, и призывает и Патриарх Алексий, почивший, призывал к ней. Это именно вот эта самая работа, через которую можно многих самых разных людей далёких от Евангелия, далёких от веры, обратить к Богу. Потому что, понятно, когда человеку помогают в его человеческой нужде, и когда человек видит, что эта помощь идёт от Церкви, он, конечно, начинает задумываться. Поэтому нам так важно, чтобы люди присоединялись к этой работе, к этому труду, который совершают наши братья и сёстры. Кто-то переписывается с заключёнными, кто-то кормит бездомных по средам и пятницам, кто-то посещает больных, одиноких, престарелых и так далее, в группе милосердия, об этом там все объявления есть. Так что вот через это, мы действительно можем самым лучшим образом, привлечь человека. Не рассказываем: «вот какие мы хорошие, верующие и так далее», это мало человека привлечёт, а когда мы действительно оказываем помощь его нужде, в том, что повседневно, его проблемы находят какую-то помощь, то, конечно, сердце человека обращается совсем по-другому. И, конечно, понимаем, что из тех, с кем переписываемся там, в тюрьме, может быть мало, кто всерьёз обратиться, но думаю, что конечно, такие люди есть. Я вот переписываюсь с несколькими людьми, там человек пять кажется, вот и один совершенно так сказать действительно очевидно, он такой христианин стал по своей природе. Другой человек уже вышел из тюрьмы, женился, создал семью, и он частенько пишет, что вот, если б я захотел встать на прежний путь, я бы жил, конечно, гораздо богаче, у меня был бы достаток и свободное время, и отдых, но я не хочу возвращаться на этот путь. Так что вот пример того, как наши усилия повседневные могут приносить прекрасные плоды. Потому что задача христианина в этой жизни не просто быть порядочным человеком, который там ничего плохого не делает, но на самом деле задача именно вот приходить к этим людям, нуждающимся в слове, нуждающимся в свете. Нести этот свет Христов, нести, прежде всего, через помощь в обычных, так сказать, их житейских делах. И уже потом человек сам увидит, что то, что нас побуждает – это именно Господь Иисус. Его свет, который Он несёт. Свет, который мы, сами получив, делимся с другими. Давайте вот об этом с вами почаще вспоминать, и, взвесив ресурсы нашего времени, конечно, стараться помогать и другим. Конечно, не обязательно именно в той работе, которую я назвал, есть и другие виды помощи, но, во всяком случае, важно, что каждый человек какой-то ресурс может уделять другому. Даже прикованный к постели, больной человек, если он молится о других, если он терпеливо перенося свои страдания, или человек одинокий (одно дело, что он будет всё время ныть, что он один, вот некому помочь, такой он бедный-несчастный и так далее, и другое дело, когда он мужественно скажет: нет, раз у меня есть Господь, я не одинок). Как одна очень простая женщина рассказала, - ее там посещали в какой-то туристической поездке, - говорят: «бабушка, вот тут одна вы живёте, конечно, вам, наверное, тут тяжело, трудно?!», а она говорит: «Нет, милочка, я не одна, я с Господом». Вот пример, как простая женщина так вот понимает свою жизнь. Так, со стороны ну что, действительно, она одна живёт там, воды принести некому, всё, вот.

Так что очень важно, когда человек находиться в немощи, не ныть, не жаловаться на судьбу, потому что мы сами её создали, или так обстоятельства сложились, надо мужественно переносить это. И помогать другим не просто тем, что мы что-то сделаем, а по крайней мере тем, что мы не будем от них требовать, не будем, так сказать, ныть, что вот какие мы бедные-несчастные, а мужественно переносить. С другой стороны, конечно, когда мы нуждаемся в помощи, то обращаться за помощью. Не стесняться, не считать: «Ах, это меня унижает, ах, я кого-то там стесню и так далее». Тут должно быть такое простое прагматичное отношение к этим вещам. Если, действительно, мне нужно помочь, то я обращаюсь: «пожалуйста, помогите мне в том-то и в том-то». Если я в чём-то могу помочь, да, обращаюсь, чтобы вот помочь кому-то. Вот давайте вот это себе положим на сердце, вот этот эпизод, вот эти слова, что Господь пришёл призвать не праведных, но к грешников к покаянию. Что нуждаются во враче не здоровые, но больные. Аминь.