протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
17 марта 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь!

   Сегодня, как и всегда, на Литургии Преждеосвященных Даров, мы слышали чтение из трёх книг Священного Писания Ветхого Завета. Из Книги Бытия чтение было об Аврааме, которому Господь говорил о том, что те обетования, которые ему дадутся, непременно исполнятся. И вот сказано: «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий, ходи передо мной и будь непорочен». И далее Господь говорит: «Вот завет мой с тобою: ты будешь отцом множества народов» и далее: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Быт.17:1-9).

   Вот замечательное место, которое говорит о том что, несмотря на то, что ему было 99 лет, главное событие его жизни было ещё впереди – рождение сына, от которого произойдёт множество народа. Но понятно, что всей подготовкой к этому великому событию была вся предшествующая жизнь Авраама, именно потому, что он всё время старался искать правды, искать путей Божьих, ходил перед Богом, как говорит Священное Писание. Это и есть состояние непрестанной молитвы, когда человек не просто произносит молитву устами, а понимает, что он все время перед лицом Божьим. Он внутренним взором своего сердца всё время видит Создателя. И великое утешение для каждого из нас в том, что и в старости человеку иногда предстоят, может быть, самые важные дела в его жизни, а вся предшествующая жизнь является подготовкой – если она прожита правильно, если она прожита с тем, чтобы помогать ближнему, чтобы действительно ходить перед Богом. Хотя это бывает иногда очень трудно, когда к нам приходят всякие и сомнения, и желания комфорта, и желания отгородиться от каких-то мало приятных дел и обязанностей, но, тем не менее, когда мы это всё проходим терпеливо, то в конце мы получаем награду, может быть не такую, как получал Авраам, но, во всяком случае, мы понимаем, что то-то и то-то было правильно. И радость сердца, быть может, является одной из таких самых больших наград за правильно прожитую жизнь и приходит это, бывает, именно уже на склоне лет – Аврааму было 99 лет. Мало кто из нас, наверное, вообще доживёт до такого возраста, но, во всяком случае, это великое утешение для людей, в том, что важные события жизни не где-то позади, а при жизни, прожитой с Богом они впереди и каждого человека ожидает в старости, быть может, великая радость и великое утешение его сердца. Будем об этом помнить вместе с праведным Авраамом.

   В Книге Притчей тоже содержатся замечательные наставления, которые не представляют собой последовательно однородное повествование, а как бы бусинки, нанизанные на нить всего повествования, и каждое из них имеет самостоятельную ценность. Вот в сегодняшнем отрывке мы слышим такие наставления Книги Притчей:

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Прит.15:22).

 То есть никогда не нужно бояться советоваться, послушать мнения других. Это не значит, что нужно следовать каждому мнению – тогда будет как в известной басне С.В.Михалкова «Слон-Живописец», когда и то и то, всё нарисовал и получился ералаш. Но послушать разные мнения и на основании услышанного принять своё – это как раз признак мудрого человека. «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Прит.15:27).

То есть стремление к корысти, скаредность – часто оборачивается, наоборот, крушением дома, человек собирает, собирает, а потом оказывается, что всё это напрасно. Ненавидящий подарки – то есть человек, который не ищет путей, чтобы ему что-то дарили и поэтому он будет делать добро, а видит самоценность добра самого по себе, без предположений о том, будут подарки, не будут подарки. Вот замечательное наставление, есть – хорошо, нет – тоже хорошо.

«Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости» (Прит.15:30).

Ну, конечно, это такой образ, мы, понятно, сейчас все стремимся не утучнеть, не потолстеть, а похудеть, но речь тут идёт о физическом здоровье, что добрая весть укрепляет здоровье и светлый взгляд радует сердце. Светлый взгляд – когда мы видим доброе, когда мы замечаем хорошее, когда мы радуемся солнечному свету, когда мы радуемся весне, хотя вот никак зима ещё не уйдёт. И вот когда человек умеет видеть хорошее, это, конечно, укрепляет даже чисто физически его здоровье. Потому что когда человек видит всё плохое, когда всё плохо, клеточки организма получают сигналы из нашей центральной нервной системы, что всё плохо, и как бы отказываются жить, поэтому важно замечать хорошее в мире.

«Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум» (Прит.15:32).

Всегда очень трудно, когда кто-то обличает нас, делает нам замечания, это уязвляет нашу гордость, наше самолюбие, но, тем не менее, видите как: кто принимает обличения, то приобретает разум. Кто внимает, прислушивается. Не просто: ах, вот что такое, как посмел мне сказать! А прислушивается и приобретает разум. А отвергающий наставления нерадеет о совей душе, считает, что ему все совершенно достаточно и больше ему ничего не нужно. Он не заботится о своей душе и об её состоянии.

«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Прит.16:3).

Положись на волю Божию. Ясно, что для человека возможности его ограниченны, поэтому так важно предать дело своё Господу и предприятия твои совершатся. Доверять Господу, в этом и есть великий дар доверия Богу.

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Прит.16:5).

Надмение, когда человек возвышается, когда человек гордится. Один и тот же грех, который обозначается одним этим словом «Гордость», но имеет разное проявление в жизни. Когда человек специально ищет каких-то путей, одежды, жестов, интонаций, чтобы показать, что он выше других, но вот Слово Божие говорит о том, что можно поручиться, что он не останется ненаказанным. Как часто мы видим, что гордость в политике, с её народом, с её поведением отдельных групп людей приводит к тому, что они оказываются жертвами своей собственной гордыни.

«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Прит.16:6).

Когда каждый человек понимает, что у него есть свои недостатки, свои грехи, и тем не менее Господь утверждает, что милосердием и правдою очищается грех. Будем помнить об этом, о необходимости делать милосердие, о необходимости сострадания ко всем людям. Господь в притче о милосердном самарянине говорит, что мы не должны выбирать, кому оказать милосердие. Вот кто оказался на пути, вот значит тому и оказывай.

 

   Ну и, наконец, из 41 главы пророка Исаии короткий отрывочек, где говорится о надежде Израиля о том, что, несмотря на порабощение в плену, несмотря на такую, казалось бы, очень жалкую участь народа, который был переселён в другое место своей родины – Месопотамию, но начиная именно с 41 главы пророка Исаии, там идут уже не обличения, а утешения народу. И автор книги прославляет царя, по-видимому, это царь Кир, царь персидский, который свергает Вавилонское царство и открывает свободу возвращению на родину для народа израильского. И поэтому Исаия говорит: «Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же» (Ис.41:4). То есть, всё это находится в руке Божьей. И поддержка Израилю в словах: «А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего» (Ис.41:8) напоминает Израилю, что он ценен в глазах Божьих ради Авраама, который избрал пути Божии единственный тогда из всех людей на Земле. И из его потомства произошёл великий народ. И мы знаем, что после этого много дел предстояло совершить этому народу, а главное, что из среды этого народа произошёл Спаситель Мира, Матерь Божья и первая Церковь.

«А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: "ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис.41:8-10). И далее слова: «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев» (Ис.41:14).

   Конечно, это утешение относится не только к Израилю, но и ко всякой группе людей или отдельному человеку, который стремится жить по правде Божьей, жить, достигая каких-то целей Божьих, а не просто человеческих земных целей. Господь утешает, что хотя добра мало, добрые сообщества немногочисленны, но, тем не менее, в них воля Божья, тем не менее, Господь говорит: Я помогаю тебе.

   Поэтому не будем смущаться тем, что вокруг нас больше нестроений зла, чем добра, а будем помнить эти утешения, что окончательная победа мировой истории за добром.

 

Аминь.