протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
20 марта 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодняшнее евангельское чтение для нас особенно значимо и драгоценно, потому что это чтение из Евангелия от Иоанна, которое, хотя считают, написано самым поздним, но, тем не менее, в нём сохраняются черты повествования от очевидца. И многие подробности, которые отсутствуют у синоптиков, так называют евангелистов Марка, Матфея и Луку. И вот, одна из этих подробностей – это как раз та встреча воскресшего Иисуса с Марией Магдалиной. Которая стояла у гроба, после того как ученики пришли, увидели, что гроб пуст и она полагала, что кто-то похитил тело Учителя. И стоит, плачет у гроба, заглядывает во гроб и вдруг видит двух ангелов, но это никак её не утешило, хотя, конечно, казалось бы это какое-то необычное видение, которое было бы важным для каждого человека. Она, вдруг, чувствует, что кто-то стоит за спиной, оборачивается, видит какую-то фигуру и не узнаёт кто это. Полагает, что это садовник, и обращается к нему с просьбой: «Если ты взял Его, скажи мне, где ты Его положил, я пойду и возьму Его». Ну, просьба, конечно, странная, потому что если кто-то похитил тело Иисуса, то, едва ли, он будет Его возвращать. Понятно, что она говорит от горя, цепляется за какую-то малюсенькую последнюю надежду, найти тело Иисуса. И вот, вдруг она слышит в ответ голос: «Мария!». Знакомый голос, и она сразу понимает, что это учитель, и говорит: «Равуни!». Что, Иоанн поясняет, означает «учитель».

И вот сразу становится необычайная радость. Она бросается к Иисусу, к Его ногам, но Он говорит странные слова: "не прикасайся ко Мне, но иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему". Ну, прежде всего, конечно, вот эта странная фраза - почему он говорит: «не прикасайся ко мне»? Ну, некоторые варианты прочтения, есть такие что: «Не задерживай, не удерживай Меня, но иди к братьям Моим». То есть не оставайся здесь с этой радостью встречи со Мной, а скажи всем. Скажи, прежде всего, братьям, которые, точно также как и ты, находятся в страшном горе по поводу кончины Учителя, этой страшной смерти на кресте, и крушения всех их надежд.

И вот здесь, очень знаменательные слова, которые Господь говорит ей: «иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». Во всех предшествующих встречах с Учителем, Он называл их друзьями, называл их учениками своими, посланниками, апостолами, и впервые, вот в этот момент, Он говорит: «Скажи братьям моим… к Отцу Моему и к Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему». С этого момента какая-то возникает совершенно особая близость между человеком и Богом. Открывается вот эта удивительная достижимость, вот это действительно Бог в Иисусе приходит к ним. И мы знаем евангелие от Матфея, которое заканчивается словами воскресшего Господа, Он говорит: «и вот Я с вами во все дни до скончания века». Матфей передаёт это такими словами, а Иоанн передаёт вот этими словами, сказанными Марии Магдалине.

И, несомненно, она идёт к апостолам, и говорит то, что сказал ей Иисус. И, несомненно, вот эти слова являются самыми первыми и самыми достоверными, потому что впоследствии, апостол Павел, когда будет писать послание к коринфянам о воскресении Господа, он не будет упоминать, о том, что явился первым женщине или женомироносице, потому что для античного мира свидетельство женщин, ну такое подозрительное, скорее это как-то дискредитирует весть о воскресении Иисуса, которая для Павла была центральной. Он говорит, что воскрес, явился к более чем пятистам братьев, которых некоторые почили, некоторые до ныне живы, ни малейшего упоминания о женщинах нет. А вот здесь сохраняется.

Совершенно ясно, что конечно, Павел писал несколько позже этих событий, где-то середина первого века, и поэтому, он уже так несколько редактирует эту весть. А вот сохранённые евангельские свидетельства, конечно, безусловно, были гораздо раньше. Трудно себе представить, что Павел так редактирует, а потом Иоанн добавляет ещё про женщин. Скорее, можно было бы убавить, чем такие вещи, не очень популярные добавлять. Это означает то, что первая христианская община очень бережно сохранила все те свидетельства о воскресении Господа Иисуса. Сначала устные, а потом они были записаны. И, согласно мнению современных комментаторов, это, пожалуй, самые достоверные свидетельства того, что событие действительно произошло. Потому что иначе не было бы этой эволюции от свидетельства женщин к свидетельству только братьев. И для нас, конечно, это чрезвычайно драгоценно. И конечно вот то, что Бог становится таким близким для нас. Господь называет своих учеников, а, следовательно, и нас с вами, не просто учениками или служителями, называет братьями. Вот так важно для нас это свидетельство. Так близко становится Господь. И так важно нам, пройдя Великий Пост, как-то сосредоточившись сердцем и разумом на всех событиях, которые связаны с проповедью Господа, Его кончиной, страданиями и смертью, воскресением, чтобы действительно для нас ещё стало одной ступенечкой ближе к Господу, и наша вера ещё больше раскрылась навстречу этому чуду, что Бог пришёл и был среди нас, и остаётся с нами, как Он и сказал: «Вот я с вами во все дни до скончания века». Аминь.