протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
27 марта 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Вот мы с вами уже приблизились к страстной седмице. И завтра встречаем замечательный день, который называется праздник – вход Господень в Иерусалим. У нас он называется ещё Вербное Воскресенье. Воспоминание о тех пальмовых ветвях, которыми народ устилал дорогу перед Господом, и приветствовал этими ветвями, мы держим в своих руках вербу. И вот день, когда Господь, доселе скрывавший своё мессианство, вначале даже от учеников, и лишь в середине, по времени евангельского повествования, Иисус начинает открывать ученикам своим, что Он действительно тот – посланник Божий, тот Мессия, освободитель, который должен прийти. И ученики с трудом начинают это понимать, потому что они полагают, что Он должен возглавить царство, сесть на царский трон, а Он говорит: нет, что Сын человеческий будет отдан в руки язычников и убьют Его и в третий день воскреснет.

Ученикам невозможно это было принять, они протестовали против этого. Пётр говорил: «Да не будет этого с Тобою». Но мы знаем, что Господь резко ему оговорил, сказал: « Отойди от меня, сатана! Ибо ты – мне соблазн. Ты думаешь не о том, что Божие, но о том, что человеческое». И вот во всей судьбе Иисуса, и особенно в последние Его дни, вот эта огромная разница, разрыв, между тем, что должно произойти, что происходит, и кто действительно Господь и тем, как народ это всё понимает. Иисус впервые открывает своё мессианство, и вот эти действия, о которых рассказывает отрывок Евангелия от Матфея, который вы сейчас слышали, как раз об этом говорит. Ну, во-первых, пророчество о том: «Не бойся, дочь Сиона, се Царь твой грядёт, сидя на молодом осле». И воспоминание, конечно, и о том муле царском, на которого Давид посадил сына своего Соломона, кроме царя никто на него не садился, он был как бы сакральный для царского двора, и то, что он посадил из многих своих сыновей, царь Давид посадил Соломона, ясно было, что именно его он назначает приемником. Воспоминание из пророчества Захарии, о котором я уже сказал. Это тоже было вот указание на то, что не просто идёт некий человек там, пророк, а идёт действительно обещанный Мессия. И народ настолько восторженно встречал, что люди снимали одежды и постилали по дороге, это – высший знак того, что готов человек отдать не только ту одежду, которая, как правило, была одной в то время у людей, но готов всё отдать, готов жизнь отдать ради этого человека, которого так радостно встречают.

И Господь входит в Иерусалим, и Его, храмовые начальники, фарисеи порицают: «Скажи народу, что это такое происходит?!». Потому что, действительно такая встреча Мессии, встреча царя. Они прекрасно понимали, что народ возбуждённый, народ весь жаждет освобождения от владычества римлян, и действительно, через 40 лет это произошло. Было достаточно маленькой искры, чтобы поднялось восстание. И восстание, которое произошло, восстание Бар-Кохбы[1] - оно действительно привело к уничтожению и Рима[2] и всей той небольшой независимости, которая имелась. Поэтому так важно было лидерам народа и всем начальникам храма сохранить тот маленький хрупкий статус-кво, который имелся. Поэтому первосвященник цинично говорит, что «Не подумаете вы о том, что лучше одному человеку умереть за народ, чем погибнуть всему народу? Лучше убрать немедленно вот этого человека, который может возглавить восстание, который может встать во главе этого протестного движения, чтобы нам сохранить то положение, которое имеется». Но, как замечает евангелист Иоанн о том, что он, будучи первосвященником, как бы не по своей воле, предсказывал, что Иисус умрёт за народ. И вот происходит это удивительное событие, подобно горе преображения Иисус приоткрывает эту славу Свою перед всеми людьми – действительно входит как Царь, который входит в храм и изгоняет торгующих, изгоняет там продающих голубей и прочую так сказать живность для жертвоприношений. И говорит: «уберите это отсюда, дом мой наречётся домом молитвы». Все слова такие, которые говорят об этом.

И завтра мы ещё будем вспоминать и о том, что происходит это вскоре после воскрешения Лазаря. Первосвященники говорили между собой о том, что ну то, что нарушает субботу, там совершает чудеса – это ладно, как-то ещё можно терпеть, но когда Он при всех воскрешает человека при большом стечении людей – это конечно сразу огромная популярность и действительно человек, который может направить народные силы, народное недовольство куда угодно.

И вот возникает такая странная ситуация, народ радуется, народ ликует, но Иисус был печален, когда входит, потому что Он прекрасно знал о том, что через неделю те же люди, ну может не те же самые, но некоторые из них будут кричать: «Распни, распни его!». И вот перед нами такая картина с одной стороны радостная, а с другой стороны страшная, что Иисус идёт на Царство, но совсем не на то царство, которое люди себе представляют. Он действительно победит врагов, но не тех врагов, которые они думают: римлян, саддукеев, фарисеев которыми народ был недоволен, а победит главного врага. Победит смерть, победит то, что является проблемой для каждого человека: зло, которое внутри его, смерть, которая неизбежно стоит у него в конце жизни. И вот Господь выходит против этого врага. Вот нам так важно понять, что преодоление этого происходит через человеческое проникновение, завоевание сердца человеческого добром.

И есть такая у апостола Павла фраза о том, что Он осудил грех во плоти своей. Довольно загадочная фраза, что она означает? Он показывает как бы на Своей судьбе во плоти Своей то, что его распнут, что Его будут мучить, что Его будут истязать, издеваться, закрывать лицо ударять по лицу и говорить: «ах ты пророк, так прореки, кто тебя ударил». Но на самом деле происходит другое, происходит как бы демонстрация всем людям к чему приводит человеческий грех. Что вот это желание власти, желание, так сказать, крепкой руки, желание каких-то маленьких человеческих целей и стремления отбросить убрать всё то, что этим маленьким человеческим целям мешает. Вот для этого приходит Господь и показывает, что на этом бесконечно немилосердном, бесконечно преступном этом акте Его осуждения и распятия грех человеческий вот так воплощается. Во плоти Христа, в этой плоти Он осудил, осудил грех человеческий, который приводит вот к такому страшному злу.

Предстоят нам дни страстной седмицы и так важно нам постараться освободиться от каких-то (по возможности) дел, сосредоточиться на том, что происходит на этой «голгофской трагедии», на этой трагедии прихода высшего добра в мир и отвержения его людьми, которые из всех других людей были наиболее приготовлены, и вот и они тоже отвергают. И лишь немногие остаются с надеждой, что всё-таки Он избавит Израиль, избавит всех людей. И действительно это происходит. Как всё это будет происходить, мы будем уже говорить позже, в предстоящие дни страстной седмицы. Аминь.



[1] Антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг. н. э. Известно также под названием Иудейской войны II. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. 

[2] Очевидно, оговорка. Речь, вероятно, идет о захвате римлянами Иерусалима.