протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 марта 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня замечательный праздничный день, когда мы вспоминаем вход Господень в Иерусалим. Этот праздник, конечно, пронизан трагической нотой. Во-первых, потому что мы знаем, что ждёт Его в Иерусалиме, а во-вторых, потому что мы знаем и видим, что Его не понимали. Ни те, кто Его приветствовали, народ, потому что ожидали Его, как царя и даже не понимали этого символа – что Он въезжает на ослике. И сказано, что лишь после, когда прославился Иисус, вспомнили, почему Он въезжает на ослике. «Не бойся, дочь Сиона, ибо Царь твой грядёт кроткий и смиренный, сидя на молодом ослике». И, конечно, Его не понимали и те религиозные лидеры, которые с презрением говорили, что вот весь народ идёт за Ним, весь народ невежда в законе. И вот в этой обстановке, конечно, Иисус говорит: «Иерусалим, Иерусалим, если бы ты в этот час узнал время посещения твоего».

Действительно, как важно узнать время посещения, как важно узнать, что происходит на самом деле вокруг нас, а не выдавать желаемое за действительное. И в этом чтении, и в этих событиях, вокруг входа в Иерусалим, мы видим несколько важных для нас эпизодов: во-первых, эпизод того как Мария (сестра Марфы) помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими. Конечно, и Марфа её наверняка упрекала, она готовила угощения, а Мария вместо того, чтобы помогать ей, не только просто сидела у ног Иисуса, как в эпизоде у евангелиста Луки, а разбила этот драгоценный сосуд и вылила это драгоценное благовоние на ноги Иисуса, распустила волосы (что вообще было совершенно неприлично) и стала отирать волосами ноги Иисуса. Так что ученики даже не выдержали и один из них, который занимался очень ответственным делом - носил с собой ящик с пожертвований, занимался благотворительностью, раздавал нищим и даже во время тайной вечери, ученики ничего всего этого не понимали. И когда он вышел, Иисус сказал: «Иди что делаешь – твори быстрее». И они подумали, что он пошёл дать что-нибудь нищим. И вот этот рациональный такой, деловой ученик упрекнул уже вслух (видимо, сказал то, что остальные думали): «К чему такая трата мира? Его можно было бы продать, и более чем за 300 динариев, раздать нищим».

Иисус говорит совершенно неожиданную вещь. Он, который всегда заботился именно о нищих, о бедных, помогал им. Тут Он вдруг говорит: «Нищих всегда будете иметь, а Меня не всегда будете иметь. Сделав это, она подготовила тело Моё к погребению». Конечно, ни она, ни ученики не поняли этих слов. Потому что это было сокрыто, непонятно. Такая слава ожидает – воскресил Лазаря, всё так прекрасно и хорошо, вот сейчас уже народ пойдёт за Ним, и Он может делать в этом городе Иерусалиме всё, что угодно. Всё, что он скажет народу – вот выкинуть всех саддукеев из храма – конечно, они сразу это народ бы и сделал. Но у Иисуса планы были совсем другие. Он пришёл принести не вражду, не насилие, не кровь, а пришёл принести Свою кровь. Принёс Свою жизнь. И далее уже вот после этого евангельского текста, который читается на литургии, тоже идёт очень значительный рассказ о том, как ученики говорят Ему, что среди пришедших на поклонение эллинов, есть люди, которые хотели бы видеть Тебя. И, казалось бы, такой незначительный эпизод, и вдруг, Иисус говорит торжественные слова: «Пришёл час прославиться Сыну человеческому!». Потому что понятно, что он приходит не только к народу израильскому, заблудшим овцам народа, но приходит ко всем людям. «В доме Отца Моего обители много, и иных овец имею, которые не от двора сего и тех Мне подобает привести»,- говорит Иисус.

И вот ученики идут к этим эллинам, и зовут их к Иисусу. И, конечно, наверное, и каждый из нас, принадлежащий вот к другому народу, другой культуре, другой истории, тоже как вот эти ученики наверно, могут подумать о том, как к нам принесена евангельская весть. Всё ли мы поняли, все ли люди нашей страны действительно услышали о ней, или вот именно нам, Его ученикам предстоит нести её нашим близким, нашим коллегам по работе, быть может, каким-то случайным людям, в транспорте там, в больнице оказались мы. И всегда надо уметь рассказать о самом главном. Потому что нередко именно в таких ситуациях, и заходят разговоры о Боге, о смысле жизни, о том, для чего мы живём и для чего умираем. И вот этот замечательный день, конечно, и нас заставляет задуматься о нашей вере. Всегда ли мы узнаем время нашего посещения? Всегда ли мы узнаем те знаки? Вот здесь был великий знак – воскресение Лазаря из мёртвых, и, увидев это знамение, народ и принял Его как Мессию. И в нашей жизни тоже бывают моменты посещения, в самых обыденных ситуациях, когда вот не хочется молиться, а вот да – это как раз время посещения. Когда Господь говорит: «Сделай маленькое усилие, потрать 5-10 минут на то, чтобы обратиться ко Мне, вспомнить о вечном. Потрать некоторое короткое время, чтобы услышать Евангелие, почитать его или сделать что-то доброе (кому-то позвонить, о ком-то помолиться)». Вот давайте помнить об этом и помнить о всём этом содержании этого праздника, с тем, чтобы он для нас стал действительно темой нашей жизни. Аминь.