протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 апреля 2010
Во
Имя Отца,
Сына и Святого
Духа. После Пасхи в
Церкви (и дома
хорошо это делать)
читаются две книги
Священного Писания Нового Завета:
книга Деяний святых апостолов
и Евангелие от
Иоанна. При этом
Евангелие от Иоанна
даёт некий обзор
всего того, о чём
говорили три Евангелия
так называемые Синоптические:
от Матфея, Марка
и от Луки,
но уже даёт
как бы в
свете того, что мы
знаем, что Воскресение
произошло. Уже сам
этот отрывок, который
читается на Пасху
на Литургию в
Пасхальную ночь, который говорит
замечательным образом о том,
что в Иисусе
как бы новое
творение: “В начале
было Слово и
Слово стало от Бога
и Слово было
Бог и через
Него всё начало
быть, что начало
быть”. И вот
это очень важный
аспект Евангелия от Иоанна,
который рассказывает о том
же, но как
бы уже зная,
и его читатели
знают, что Иисус
воистину воскрес. И то,
что Он воскрес,
показывает, что Он
был истинный Мессия,
Спаситель, посланный Богом. Евангелия
от Матфея, Марка
и от Луки
- они как бы
рассказывают повествовательно, до какого-то времени
они как бы
удерживают эту Тайну
мессианства Господа Иисуса.
И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том как вокруг Иисуса начинают собираться Его ученики. И Он тоже “омывал” их, хотя Иоанн замечает, что больше это делал не Он, а его ученики, “омывал” - мы по-русски называем крещение, хотя на самом деле за этим стоит греческое слово βαπτίζω – отсюда слово “баптисты”, которые омывают, крестят только взрослых людей. Так или иначе, от круга учеников Иоанна Крестителя и тех людей которые шли за ним: не только принимали крещение, а слушали его учение, его наставления, его проповеди, отделилась новая группа вокруг Иисуса Христа. И понятно, что кто-то остался ещё с Иоанном и они начали немножко ревновать к Иисусу, и говорят: “Вот смотри, Тот, кого ты крестил, вот Он и Сам уже крестит и всё больше народу собирается вокруг Него”. По человечески очень понятно, когда собирается какая-то группа людей, какая-то община, от неё отделяется другая, она становится ещё более успешной и начинает ревновать, что он-то первый крестил, как-то это не очень нас радует, а скорее огорчает. Но Иоанн как истинно божий человек говорит: “Да, так и должно быть, я послан перед Ним. Радуюсь как радуется друг жениха, когда жених идёт на брак и встречается со своею невестой и создают семью”.
Вот точно так же радуется Иоанн, когда видит, что вокруг Иисуса начинают собираться ученики, и то, чему он был глашатай, чему он дал так сказать начало, дал некий толчок, оно начинает развиваться и уже становиться более мощным движением, чем то, что было вокруг Иоанна. Он прекрасно понимает свою роль и готов отойти на второй план. Он так и говорит, что “я так и говорил, что я не Христос, то есть не Мессия, не Помазанник, я послан перед Ним”. Вот очень важный нам пример того, как важно отличать действительно начинающее расти большое движение от его начала, и никогда не превозноситься тем, что мы были с самого начала: “мы тут давно, а вы тут недавно пришли” - и недавно пришедший человек может начать играть более важную роль, чем те люди, которые были изначально. С этим надо смиряться, это надо принимать.
И как замечательно говорит Клайв Стейплз Льюис - встречаясь с Иисусом, мы учимся тому, чтобы важные и ответственные посты занимать без гордости, а какие-то скромные, маловажные посты принимать без ропота, без какого-то смущения. Потому что всякое служение для Господа – оно важно, и большие и маленькие посты. И вот на этом отрывке именно этому нас и учит автор четвёртого Евангелия. И ещё одна очень важная вещь в этом повествовании – отличие того, что говорит Иисус от всего того, что говорят другие. Иоанн говорит, что “пришедший с небес и говорит как пришедший с небес, а земные говорят как от земли пребывающие”. И поэтому мы всегда должны это радикально отличать, чтобы никакой человек земной, чтобы его слова учение не заслоняли для нас тех слов, которые говорит Человек Небесный – Господь Иисус Христос, понимая, что Он-то, приходящий с небес выше всех. Вот это утверждает Иоанн Богослов и мы должны при всех интересных встречах с учениями, артистами, песнями, и т.д., понимать, что это всё-таки то, что приходит от земли, а главное, первое – самое важное, самое возвышенное – это то, что приходит к нам с Небес через Господа Иисуса Христа, через Его Святое Слово. Аминь.
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|||
![]() |
![]() |
||
|