протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
10 апреля 2010

Фонограмма


Во Имя Отца, Сына и Святого Духа. После Пасхи в Церкви (и дома хорошо это делать) читаются две книги Священного Писания Нового Завета: книга Деяний святых апостолов и Евангелие от Иоанна. При этом Евангелие от Иоанна даёт некий обзор всего того, о чём говорили три Евангелия так называемые Синоптические: от Матфея, Марка и от Луки, но уже даёт как бы в свете того, что мы знаем, что Воскресение произошло. Уже сам этот отрывок, который читается на Пасху на Литургию в Пасхальную ночь, который говорит замечательным образом о том, что в Иисусе как бы новое творение: “В начале было Слово и Слово стало от Бога и Слово было Бог и через Него всё начало быть, что начало быть”. И вот это очень важный аспект Евангелия от Иоанна, который рассказывает о том же, но как бы уже зная, и его читатели знают, что Иисус воистину воскрес. И то, что Он воскрес, показывает, что Он был истинный Мессия, Спаситель, посланный Богом. Евангелия от Матфея, Марка и от Луки - они как бы рассказывают повествовательно, до какого-то времени они как бы удерживают эту Тайну мессианства Господа Иисуса.

И вот в сегодняшнем евангельском чтении мы слышим рассказ о том как вокруг Иисуса начинают собираться Его ученики. И Он тожеомывалих, хотя Иоанн замечает, что больше это делал не Он, а его ученики, “омывал” - мы по-русски называем крещение, хотя на самом деле за этим стоит греческое слово βαπτζωотсюда словобаптисты”, которые омывают, крестят только взрослых людей. Так или иначе, от круга учеников Иоанна Крестителя и тех людей которые шли за ним: не только принимали крещение, а слушали его учение, его наставления, его проповеди, отделилась новая группа вокруг Иисуса Христа. И понятно, что кто-то остался ещё с Иоанном и они начали немножко ревновать к Иисусу, и говорят: “Вот смотриТот, кого ты крестил, вот Он и Сам уже крестит и всё больше народу собирается вокруг Него”. По человечески очень понятно, когда собирается какая-то группа людей, какая-то община, от неё отделяется другая, она становится ещё более успешной и начинает ревновать, что он-то первый крестил, как-то это не очень нас радует, а скорее огорчает. Но Иоанн как истинно божий человек говорит: “Да, так и должно быть, я послан перед Ним. Радуюсь как радуется друг жениха, когда жених идёт на брак и встречается со своею невестой и создают семью”.

Вот точно так же радуется Иоанн, когда видит, что вокруг Иисуса начинают собираться ученики, и то, чему он был глашатай, чему он дал так сказать начало, дал некий толчок, оно начинает развиваться и уже становиться более мощным движением, чем то, что было вокруг Иоанна. Он прекрасно понимает свою роль и готов отойти на второй план. Он так и говорит, чтоя так и говорил, что я не Христос, то есть не Мессия, не Помазанник, я послан перед Ним”. Вот очень важный нам пример того, как важно отличать действительно начинающее расти большое движение от его начала, и никогда не превозноситься тем, что мы были с самого начала: “мы тут давно, а вы тут недавно пришли” - и недавно пришедший человек может начать играть более важную роль, чем те люди, которые были изначально. С этим надо смиряться, это надо принимать.

И как замечательно говорит Клайв Стейплз Льюис - встречаясь с Иисусом, мы учимся тому, чтобы важные и ответственные посты занимать без гордости, а какие-то скромные, маловажные посты принимать без ропота, без какого-то смущения. Потому что всякое служение для Господаоно важно, и большие и маленькие посты. И вот на этом отрывке именно этому нас и учит автор четвёртого Евангелия. И ещё одна очень важная вещь в этом повествованииотличие того, что говорит Иисус от всего того, что говорят другие. Иоанн говорит, чтопришедший с небес и говорит как пришедший с небес, а земные говорят как от земли пребывающие”. И поэтому мы всегда должны это радикально отличать, чтобы никакой человек земной, чтобы его слова учение не заслоняли для нас тех слов, которые говорит Человек НебесныйГосподь Иисус Христос, понимая, что Он-то, приходящий с небес выше всех. Вот это утверждает Иоанн Богослов и мы должны при всех интересных встречах с учениями, артистами, песнями, и т.д., понимать, что это всё-таки то, что приходит от земли, а главное, первоесамое важное, самое возвышенноеэто то, что приходит к нам с Небес через Господа Иисуса Христа, через Его Святое Слово. Аминь.