протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
18 апреля 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресенье в церковном календаре называется “Неделя жен-мироносиц”, то есть тех женщин, которые пришли рано ко гробу Иисуса в первый день после субботнего покоя, несли ароматы для того, чтобы закончить погребальные обряды, потому что они наспех совершались накануне субботы, потому что наступал уже вечер и наступал субботний покой. 

И в сущности сегодняшний день – день прославления любви и верности. Но не только мы вспоминаем учениц Господа, мы вспоминаем также Иосифа с Никодимом – двух фарисеев, учителей Закона, один из которых был даже членом синедриона и в своё время заступался за Иисуса: когда синедрион хотел его судить, говорил: “Разве судит наш закон человека, прежде чем не выслушает его?”. Ну, а ему сослались на чисто такой внешний аргумент:  “Посмотри, из Назарета разве бывает пророк. Ты сам не галилеянин ли?”

Но, так или иначе, получилось так, что те люди, которые были рядом, ученики, в страхе бежали, и только один из них, Иоанн Богослов, был при кресте, при распятии. А вот как раз ученицы, женщины, которые помогали Иисусу, помогали этой маленькой общине апостолов, служили своими имениями, они как раз оказались верными и были здесь.  А люди, которые были вдали – Иосиф с Никодимом – но были тайными учениками, будучи богатыми и состоятельными людьми, пришли к Пилату и даже просили тело Иисуса с тем, чтобы похоронить его с почестями в приличном месте, в пещере, как обычно хоронят богатые иудеи, и с тем, чтобы воздать последние почести любимому Учителю.

Вот так бывает в жизни, что те, кто рядом, в минуту опасности, в минуту трагедии, вдруг оказываются далеко, а те, которые как бы не играли первых ролей, оказываются совсем рядом и готовы пожертвовать и своим благополучием, и даже своей жизнью с тем, чтобы идти и быть верными зову любви. Вот такой замечательный сегодня день.

И, в сущности, сегодня Церковь прославляет всех женщин, которые шли за Христом, которых мы почитаем святыми. Это не только Мария Магдалина, которая упоминается, это Марфа и Мария, о которых мы читаем, и Иисус в этой сценке с ними благословляет не только женский домашний труд, но и благословляет внимание к Слову Божию, внимание к учению, тем самым приравнивая и мужчин, и женщин, потому что христианство впервые приносит вот это равенство. И даже мы видим, что первыми свидетелями стали именно женщины. Об этом говорят нам все четыре Евангелия.

То есть те, кто идут по зову любви, те, кто остаются верными и первыми получают эту радостную весть о воскресении Христа, в которую ученики ещё не верят, сомневаются, но вот они становятся первыми провозвестницами.

И дальнейшая история Церкви нам даёт замечательный пример многих и многих женщин, которые стали ученицами Иисуса, которые служили ему всей своей жизнью. И среди них самые разные люди: там есть и царицы – равноапостольная Елена; и княгини – княгиня равноапостольная Ольга; есть матери семейств, как праведная Иулиания Лазаревская, у которой было много детей, семья, а она от своих небольших средств кормила много-много голодных людей во время неурожая. Были и монахини, которые целиком посвящали жизнь свою Господу и служению; были те, которых мы называем “юродивыми”, как Ксения Петербургская, у могилки которой творится множество чудес. Словом, самые разные служения.

И надо сказать, что эти женские служения – это не принадлежность седой старины только. И в наше время мы видим замечательные примеры, все знают мать Терезу из Калькутты, этих сестёр, которые начали служение с того, что ходили по улицам, где множество людей рождается и умирает на улицах города. Помогали, обмывали, всего-то было там ведёрочко, кусок мыла и свёрнутое сари, помогали этим людям. И настолько доверие к ним выросло, что в любые места, где были стихийные бедствия, войны, их призывали на помощь бедным, обездоленным людям. Почему? Причина очень простая – потому что они служили бескорыстно, они ничего не брали для себя.

К сожалению, бывает так, что когда случается горе, землетрясения, пожары, начинается мародёрство, начинаются грабежи, а та помощь гуманитарная, которая поступает, она тоже по дороге грабится, и прочее, прочее. Вот такое человеческое сердце, поражённое грехом настолько, что даже в несчастье люди не могут оказать бескорыстную помощь своим ближним. А вот сёстры матери Терезы помогали, и не только там, но и у нас в Москве, в начале 90-х годов обосновали дом инвалидов свой, брали туда умирающих людей и, о чудо, они жили ещё долгие-долгие годы. Было даже недовольство со стороны руководства, что слишком долго, нет места, потому что вместо того, чтобы через полгода-год помереть – они там несколько лет у них живут. Вот такие были даже эпизоды странные.

И в наше время мы видим как много женщин и в нашем храме служат бездомным, служат больным. И, действительно, они исполняют этот замечательный принцип – когда тебе плохо найди того, кому ещё хуже и начни ему служить. И, действительно, сколько мне приходилось слышать замечательных слов, радостных для меня: “Знаете, мне действительно стало лучше оттого, что я стала помогать этим бездомным людям”. А помогать им трудно, они ходят и грязные, и запах неприятный, и прочая, прочая, иногда не вполне трезвые... Вот такая вот история.

Во всяком случае, сегодня прославляется верность, любовь и вот это бескорыстное служение. Мы будем благодарить Господа, и просить, чтобы и в наших сердцах было вот это чувство сострадания, было вот это ощущение важности, даже пусть самого маленького служения, потому что оно меняет всю атмосферу, меняет, какую-то вот совершенно другую создаёт атмосферу в нашем обществе. И я заметил это потому, что, встречаясь с некоторыми людьми, очень простыми – водители такси, или слесари, которые меняют  какую-то там аппаратуру сантехническую. И так, когда разговоришься, видишь, что эти люди, они читали Евангелие, они знают, так сказать, какие-то богословские тонкости даже и всё, то есть такое впечатление, что что-то меняется в атмосфере нашей страны, нашего народа.

Давайте трудиться вот в этом направлении, с тем, чтобы действительно по слову апостола Павла “не будьте побеждены злом, но побеждайте зло добром”.

Аминь!