протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
2 мая 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресение называется Неделя о самаряныне, о самарянской женщине. И это одно из таких замечательных чтений, хотя такое продолжительное сравнительно, но, тем не менее, нам даёт очень радостные и важные наставления. Я хотел сказать только о двух моментах, на которые хотел бы обратить внимание в этом чтении. Первое – то, что Господь говорит с простой женщиной. В то время благочестивому Иудею вообще оставаться один на один с женщиной было не принято, неприлично, а уж тем более говорить с ней. Так что Иисус явно нарушает правила этикета. И она тем более удивлена, что Иудеи с Самарянами не сообщались, а Он просит у неё пить. Они были подобны нашим старообрядцам, когда к ним приходил человек не из их общины, у них была даже специальная кружка такая, в Сибири у нас же есть такие поселения. У них специальная кружка, чтобы попить дать из другой посудины, а самим уже чтобы не оскверниться от них. Вот примерно то же самое было между Иудеями и Самарянами. И, тем не менее, Он к ней обращается. Обращается с простым вопросом – “дай Мне пить”. Из дальнейшей беседы совершенно ясно, что, конечно, это был только предлог для того, чтобы завести с ней беседу. И вот это удивительно, что Господь действительно обращается к простой женщине, причём с такой, ясно, нелёгкой судьбой, не сложилась у неё личная жизнь. Она говорит – “Нет у меня мужа”. Господь, зная её судьбу, говорит – “У тебя было пять мужей, и которого сейчас имеешь – не муж тебе”. И не случайно указывает евангелист время, говорит, что был час яко шестый. Шестой час, это начиная с шести утра, это ровно полдень. Полдень, когда за водой никто не ходит, потому что жарко в это время. А ходят обычно или утром, или уже к вечеру. Но, видимо, из-за того, что у неё такая судьба непростая, её односельчанки, видимо, и порицали, брезговали, и так далее, осуждали, и она пошла в то время, когда там уже никого нет. И вот Иисус заводит с ней разговор о самых важных вещах, о том, что вот по сравнению с этой водой у Него есть вода живая. Живая, которую если человек будет пить, то никогда не будет жаждать. Ясно, что речь идёт о смысле жизни, о духовной жизни человека. И эту жизнь открывает Господь Иисус.

И вот в этой беседе Господь с этой простой женщиной говорит о самых трудных и самых важных вещах в духовной жизни человека. Человеку всегда хочется связать своё поклонение, почитание Бога с каким-то определённым местом, определённым храмом, определённым языком, традицией, и так далее. А Господь говорит, что нет, не на этой горе. Она спрашивает “где поклоняться, вот на этой горе отцы наши поклоняются, а вот вы говорите, что надо поклоняться в Иерусалиме”. – “Поверь, женщина, что придёт время, и уже настало, когда не на этой горе, и не в Иерусалиме поклоняться будете Отцу, а поклоняться в духе и истине, потому что Бог есть дух и поклоняться ему нужно в духе и истине”.

Это полная, конечно, революция, потому что человеку всегда хочется связать это с какими-то местами. Конечно, до сих пор мы совершаем паломничества. И это не значит, что их не надо делать, не надо совершать. Конечно, эти места напоминают о жизни святых, Серафима Саровского, ещё каких-то замечательных людей, какие-то события. Но надо понимать, что всё это всё-таки не сами по себе места, а они указывают на ту духовную жизнь, на те духовные открытия, которые совершали люди в этом месте, чтобы не было такой привязки. Бог есть дух. В любом месте может человек достойно поклоняться, даже находясь в тюрьме, в камере, в одиночке, он может молиться не хуже, чем на горе Фавор в Израиле, скажем.

Но есть ещё и другая важная вещь, которую утверждает Господь в этой краткой, но очень глубокой беседе с Самарянкой. Он говорит – “спасение от Иудеев”. Ясно, речь идёт не просто о народе, о нации, а ясно, что речь идёт о том призвании, которое было со стороны Бога к Аврааму, Моисею, что вот это тот ствол, на котором вырастает древо Всемирной Церкви. Вот когда люди начинают говорить: “ну вот конечно Библия – это хорошо, вот на Востоке – там тоже древние традиции, буддизм, все друг друга любят, зла никому не делают, не только не есть животных, а вообще, чтобы комар в рот не попал, чтобы его не съесть случайно”, и так далее. Вот речь идёт о том, что спасение – есть определённый тот корень, то семя, которое посеяно самим Богом, и искать что-то другое – это значит становиться на какие-то другие пути, другие поиски, на которые всё-таки ответ был дан не тот, который дан был Аврааму, и Моисею. Спасение от Иудеев, спасение, Спаситель приходит именно вот – Господь Иисус Христос. Вот Господь это утверждает вот этими словами.

И вот в этой беседе, и в этом обращении ясно, что она, эта женщина, становится Апостолом для своих соплеменников. Она идёт в село рассказать, поделиться этим, и действительно, многие Самаряне приходят к Нему, говорят с ним, просят Его остаться, и такая радость у Господа, что вот и этому народу открывается путь к спасению, открывает Господь их сердца для веры, для спасения. Почему? Он говорит ученикам, когда они приносят ему пищу – “Равви! ешь”, а Он говорит – “у Меня есть пища, которую вы не знаете”. Это понятное человеческое переживание, когда от радости человек забывает даже и о еде и о воде, обо всём. Так радостно переполняет сердце Господа от того, что вот эта женщина Его услышала, и не только сама, но и пошла своим односельчанам говорить о Нём. Вот, думаю, что для нас здесь важные выводы о том, что Господь обращается к каждому человеку, каким бы он ни казался нам недостойным и сомнительной репутации. Господь говорит каждому человеку о глубочайших, важных вещах. Мы не должны думать, что человек этого не поймёт, ему там достаточно чего-нибудь такое очень простое, а вот глубокое не надо. Нет. Евангелие предназначено для каждого человека и сердце каждого может быть открыто и каждый человек может оказаться Апостолом для своих ближних.

Вот это то, что нам так важно сегодня. Если бы каждый из нас приводил в Церковь каждый год только одного человека – каждый год Церковь бы удваивалась. Давайте подумаем об этом, и об этой уникальности источника спасения в личности Господа Иисуса Христа.

Аминь!