протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
9 мая 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангелие, читаемое в сегодняшний день, который так и называется – Неделя о слепом – рассказывает о чудесном исцелении слепого человека. В связи с этим надо сказать, что у людей очень распространено стремление увидеть связь между состоянием человека и его прежними грехами. И если человек болен или какие-то несчастья с ним случаются, то мы начинаем искать – за что? Или он согрешил, или родители. То же самое думали и ученики Иисуса, то же самое думали и фарисеи – его противники, то же самое думают очень многие люди и сейчас. И когда приходит человек с какими-то своими проблемами, то нередко даже и священнослужители начинают в прошлом, в грехах родителей, или его грехах, вот ты там то-то и то-то сделал, а ведь наверняка сделал, ну вот что ж ты хочешь, вот тебе за это, мол, и всё тебе полагается. То есть за этим стоит попытка сохранить веру во всемогущего, милостивого и справедливого Бога, который за каждый грех, который сделан в прошлом, или мамой, папой, дедушкой, прадедушкой, вот тебе воздаёт, так что ты не беспокойся. И когда мы видим вокруг себя несчастных людей, с какими-то врождёнными аномалиями, или людей, у которых не сложилась жизнь, мы очень легко можем себя успокоить тем, что ну вот, конечно, этот человек сделал там то-то и то-то и вот за это он несёт наказание. Особенно это удобная позиция, когда сам человек здоров, благополучен, успешен, и он легко может успокоить свою совесть тем, что вот эти вот неблагополучные – они сами-то в этом и виноваты. Но Иисус решительно это отвергает, говорит что “нет, ни он, ни родители его не согрешили, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии”.

Какие же тут дела? Господь говорит нам о том, что мир гораздо сложнее, чем человек хочет себе представить. Что вот эти несчастия и беды, которые возникают, не есть прямое следствие того или иного прегрешения, а есть некая тайна зла, которое, увы, в этом мире всегда сохраняется. И Господь хочет, чтобы мы отказались от видения мира как автомата, в который, если монетку опускаешь, то соответственно по монетке тебе там что-то такое выдаётся – Пепси-Кола или конфетка или что-то в этом роде. Если ты делаешь что-то хорошее и доброе – тебе за это всегда воздастся добром, а если делаешь что-то злое – то всегда, значит, злом. Хотя, конечно, мы наблюдаем в мире, что часто бывает так, что человек делает доброе – а получает неблагодарность в ответ, и даже того больше – наказание, несправедливость и прочая, прочая. И наоборот: человек поступает плохо – и как-то, так сказать, он увиливает, и всё более-менее складывается. То есть мир совсем далёк от такого нашего представления, и Иисус всеми силами хочет нас в этом убедить и нам это показать. Вот через сегодняшний эпизод исцеления слепорождённого.

Он хочет, чтобы мы увидели мир по-другому, увидели мир, который нуждается в спасении, который Господь и пришёл спасти. Господь творит этот мир из хаоса. При этом Он не рассказывает в Библии, почему этот хаос возник, почему он вот такой, а не иной, какие причины. Он просто говорит: “Да будет свет!” И начинается творение нового, устроенного мира. Но и в этом мире ещё не преодолено то зло, которое неизбежно Богу сопротивляется. И мир ещё не готов, мир ещё в процессе творения. И вот новое Творение, Новый Завет, совершается именно с приходом Иисуса Христа. Он говорит: “Я свет миру!”. Так же как в Евангелии, которое мы с вами читали на Пасху, там были слова: “В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков”. Вот нам над этим важно задуматься. Не причины изыскивать, тем более не искать какие-то гипотетические объяснения, что это перевоплощения в прошлое, и так далее и так далее, а смотреть на тот свет, который приходит в этот мир. И Иоанн нас постоянно готовит к этой эпохе, когда Бог творит мир заново. Творит через Господа Иисуса, который принимает и на Себя зло этого ещё незавершённого, неоконченного мира. И побеждает это зло, приводит в действие, в этот мир, новую жизнь в утро Воскресения. И нам важно вот это принять.

Сегодняшнее Евангелие заканчивается вот этим маленьким диалогом между исцелённым и Иисусом. “Веруешь ли ты в Сына Божия?” А он спрашивает: “А кто Он, чтобы мне веровать в Него?” – “Я, Который говорю с тобой”. – “Верую!”, и поклонился Ему.

Также чтение отрывка из Деяний Апостолов, об уверении и обращении темничного стража и его домашних, тоже рассказывает о том, что человек из привычной, вроде бы устроенной жизни, вдруг приходит к тому, что он оказывается перед бездной, перед хаосом, перед гибелью от землетрясения. Стены темницы пошатнулись, и он оказывается бесчестным человеком, который не выполнил своего долга – разбежались те, кого он охранял. Павел его останавливает этой новой жизнью, новой силой и говорит: “Не бойся, мы все здесь”. И он понял, что это касается его сердца и говорит: “государи мои! что мне делать, чтобы спастись?” Спастись от этого безумного, неуправляемого мира, в котором зло хочет поглотить свет. Свет во тьме светит и тьма не может его объять, не может его уничтожить. Вот в этот Свет и призывает верить нас Евангелие от Иоанна, потому что, действительно, новая жизнь вошла в мир. Как говорил отец Александр Мень в своём последнем выступлении 8 сентября 1990 года – “Это победа Бога, Который входит в мир, которая началась в ночь Воскресения и продолжается пока стоит мир”.

Аминь.