протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
12 мая 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами встречаем замечательный, удивительный праздник, когда завершаются эти послепасхальные дни, когда Господь встречался с учениками, воскресший, неожиданным часто для них образом. И надо сказать, что вот это время, время удивительное, время особенное, когда Господь принадлежал как бы обоим мирам – земле и небу. Ведь в библейском мироощущении земля и небо обнимают собою всё Творение. “В начале сотворил Бог небо и землю” – читаем мы в первой главе Книги Бытия. И вот земля – это окружающий нас материальный мир, а небо – мир духовный. Небо – то место в бытии, которое принадлежит Богу. Не случайно в молитве “Отче наш” мы читаем “Да будет воля Твоя и на земле, как на небе”. То есть небо – это то, что принадлежит Богу, где Его воля совершается беспрекословно, где воля Его царствует и господствует, а земля – вот этот падший мир, в который Господь приходит для того, чтобы людям показать путь к спасению. Путь к спасению, вере, доверию Христу, следованию за Ним, с тем, чтобы идти путём Христа. Путь Господень. Вот наша вера, в сущности, представляет собой именно путь жизни.

И вот Господь проходит этот путь вместе с нами. Он проходит его как обычный человек, но понятно, что Он совершает необычайное в своей жизни. Являет необычайную мудрость, добро, любовь. И вместе с тем Он целиком солидарен с нашей человеческой судьбою. Когда мы совершаем панихиду по нашим умершим, мы всегда стоим перед крестом Господним. Мы как бы стоим перед знаком того, что Господь солидарен с нами и в этом – в конце нашей жизни. В мучительном часто страдании, унижении, “сеется в уничижении, восстаёт во славе”. И во славе Господь восстаёт в первый день после субботнего покоя, этого субботнего молчания, субботней ночи. И Господь приходит в этот мир как посланец уже нового мира, нового творения. Господь уже принадлежит обоим мирам, потому что, с одной стороны, Он появляется там, где совершенно Его не ожидают, в некоем виде, когда Его не сразу узнают. Он вкушает пищу вместе с учениками и в то же время Он исчезает, становится невидимым для них тогда, когда уже вот эта встреча достаточна, она достигла своей цели. И Вознесение – это окончание вот этого периода, и Господь переходит целиком в мир духовный.

Понятно, что небо – это не просто астрономическое небо. Господь не поднимается куда-то там в стратосферу, за орбиту Земли, и прочая. Понятно, что он уходит в этот другой мир. Другой мир, который является не просто нашим домом будущего, а является именно тем направлением жизни, когда будет новое небо и новая земля. Когда будет преображён весь мир. И это преображение начинается с прихода Господа, с Его Воскресения, и Вознесение означает Его уже новое существование, и в то же время Он говорит “Я с Вами во все дни до скончания века”.

Он переходит, и евангелист, желая показать Его пребывание, со-пребывание с Отцом всегда и везде, говорит такой вот образ – “И сел одесную Бога”. Понятно, это не какие-то там стулья где-то на небесах, и вот Он – по правую сторону сидит. Понятно, что Он столь же могущественен, столь же присутствует везде как Бог Отец. Нам это трудно пока воспринять. Мы воспринимаем это верою и доверием Евангельскому слову, верою всему двухтысячелетнему опыту Церкви. Но, во всяком случае, мы приобщаемся уже к этой жизни через поклонение и молитву. Не случайно в книге Деяний Апостолов мы читаем сразу после Вознесения о том, как ученики собираются, и с ними некоторые жёны, и Мария, мать Иисуса, присутствует с ними именно в молитве, в поклонении, в песнопении, прославлении. Они присоединяются к этой вот новой жизни, брешь в которую открыла жизнь, смерть и Воскресение, и Вознесение Господа Иисуса.

Таким образом, мы сегодня входим в этот исторический эон, новый исторический этап, когда небо становится доступным и открытым, когда вот этот путь в небо указан нам через жизнь Господа Иисуса Христа. Поэтому нам так важно понимать и идти за Ним, важно доверять вот этому всему опыту, который передаёт нам Евангелие, передаёт история Церкви. И в нашей жизни присоединяться к Нему в молитве, поклонении, прославлении. Понимая, что это не какие-то, не очень, может быть, иногда, приятные обязанности, исполнение каких-то песнопений, а понимание того, что это есть именно приобщение к этой вечной жизни, для которой мы созданы.

Аминь!