протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
16 мая 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Сегодняшнее Евангельское чтение – это первосвященническая молитва Господа Иисуса на Тайной Вечери. Господь говорит в ней о самом главном – о жизни. Каждый из нас знает, что когда-то нас не было и мы с вами призваны от небытия к бытию. Нас не было, но вот мы пришли в эту жизнь. И каждый из нас знает, что вот эта видимая жизнь когда-то закончится. Но для человека невозможно представить, хотя он понимает умом что это неизбежно, что жизнь вообще закончится. Будучи однажды призваны к жизни, конечно, самое горячее наше желание – всегда жить. И вот путь к этой жизни нам и открывает Евангелие. Почему так и называется – Евангелие, Радостная весть. И Господь об этом говорит в своей первосвященнической молитве к Отцу, говорит о том, как мы можем войти в эту вечную, непрекращающуюся жизнь. Конечно, мы с вами понимаем, что если жизнь наполнена страданиями, бедами, болезнями и так далее, то это не есть вечная жизнь – это вечная мука. Ясно, что Господь говорит о какой-то другой жизни, жизни радостной, полной, которая наполняет всего человека. Не бесконечный каскад развлечений, который в конце концов надоест, а вот полнота жизни, которую человек переживает, когда он открывает для себя что-то важное в жизни. И вот Господь в сегодняшней молитве говорит “Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”. Вот в этом жизнь – знать Бога. Не просто какие-то смутные догадки о том, что что-то есть, а знать – это значит встретить. Встретить в каком-то мгновении, откровении, которое в жизни человек пережил и дальше живёт памятью об этом откровении, которое открыло перед ним какие-то новые перспективы его существования. И далее Господь говорит о том, что “единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа”.

Слово Христос означает – Царь, Помазанник, потому что для человека свойственно надеяться на того или иного правителя, президента. Кажется, что вот придёт другой – и будет всё гораздо лучше, а приходит – становится так же или ещё хуже. И вот Господь посылает истинного Царя – Царя, Царству Которого действительно не будет конца. Царство, которое действительно простирается от моря и до моря, захватывая всю землю. Но Царство Которого устанавливается усилием, устанавливается страданиями, устанавливается крестом. И вот это – тот самый путь, который ведёт в жизнь вечную – знать Господа Иисуса Христа. И вот это знание даёт силы идти вот этим путём, путём Христа.

И ещё очень важную говорит Господь вещь о том своём существовании всегда. Он говорит о том, что “прославь Меня Отче, славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира”. Это перекликается с началом Евангелия от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. И ничто не могло быть раньше его. Им всё стало быть.

И сегодня Церковь вспоминает Первый Вселенский Собор, когда епископы Церкви, собравшись в числе трехсот восемнадцати в городе Никее, недалеко от современного Стамбула, противостоя учению Ария о том, что Иисус Христос лишь подобен Отцу, настаивая на том, что он не подобен, а единосущен. И вот это установление Собора проложило для христианства верный путь исповедования и узнавания Иисуса Христа. Узнавание знания, того самого знания, которое ведёт в жизнь вечную, о том, что Господь единосущен, той же сущности. Не какой-то один из этапов, одна из цепочек и звеньев цепочки творения, а единосущный Отцу. Собственно речь, спор шёл всего лишь об одной букве, по-гречески “омоусиус” – это единосущный, а “омиусиус” – то, что предлагали ариане – подобосущный. Но это меняло всё дело. И теперь, когда мы стоим на этом утверждении, стоим на этом выношенном греческим богословием того времени, которое на самом деле не придумка этого богословия, а в себе включает всё то, что уже есть, что было в Евангелии, что было в посланиях Апостола Павла, лишь на языке греческой культуры, греческого богословия.

Поэтому для нас так важно вникать в это, возрастать в познании Господа Иисуса Христа, возрастать в познании Бога. Пусть Господь нас благословит в это воскресение, накануне Троицы, когда мы откроем и ещё третье Лицо, собственно мы знаем об этом, будем молиться, чтобы это ещё в большей и большей мере входило в наши сердца, наполняло нашу жизнь, так чтобы мы понимали, что не просто мы заброшены в этот мир, а что мы любимые дети Божии, которые ещё не знают что будет, но будет несомненно прекрасная, вечная жизнь, о которой Господь говорит в сегодняшней первосвященнической молитве.

Аминь!