протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
30 мая 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Сегодняшний воскресный день называется Неделя (то есть воскресение) Всех святых, когда мы вспоминаем всех, кто целью своей жизни поставил жизнь по истине, по правде, которую Господь открывает людям. И из Апостольского чтения мы слышим как бы о двух этапах истории – этап до Христа, и этап уже после того, как Господь открыл нам Себя в Сыне Своём, Мессии, Царе – Господе Иисусе Христе. И праведники Ветхого Завета, они как бы провидели вот это будущее, и страдали, и терпели поношения, гонения за верность вот этому будущему, за верность правде Божией. Потому что человек отчаянно сопротивляется из-за своего эгоизма, из-за своего себялюбия, всё это продолжается до сих пор, и тем не менее Господь проводит всё человечество, несмотря на это отчаянное сопротивление, проводит вот к этой правде. И условием этого пути за Богом является верность Ему, тому, как Он открывался в Ветхом Завете, и как Он открылся в Новом Завете в Сыне Своём Господе Иисусе Христе. Поэтому автор Послания к Евреям и говорит “а мы идём, взирая на совершителя веры нашей”.

И продолжением этой мысли о христоцентричности пути за правдой является чтение Евангелия от Матфея о том, что центром жизни человека действительно призван быть Христос. Когда Господь говорит о том что “кто любит отца или мать больше Меня – недостоин Меня, сына или дочь больше Меня – недостоин Меня” – речь конечно не идёт о пренебрежении к нашим родным и близким. Речь идёт о том, что правда выше даже вот таких самых нежных, самых трогательных, самых интимных человеческих привязанностей, потому что центром жизни может быть только Сам Господь, и то, как Он нам открывается.

И вот сегодня мы вспоминаем самых разных людей, среди них были и богатые и бедные, образованные и простые, среди них были люди, которые владели царствами и люди, которые носили самые скромные подчинения. Так мы знаем из истории и наших святых, русских святых, среди которых есть и князья и княгини, есть простые иноки, есть простые люди, даже неграмотные: Ксения Петербуржская или юродивые всевозможные. Так что каждому человеку этот доступ открыт. И заканчивается Евангельское чтение предупреждением и утешением. Предупреждением людям, которые занимают заметное положение, о том, что первые могут стать последними. И первое место, слава и прочая ещё не являются гарантией того, что судьба человека решилась вот в таком плане. А наоборот, последние могут стать первыми. Здесь утешение, что какое бы скромное место человек ни занимал, в глазах Божиих он может быть совсем другим, нежели в глазах окружающих его людей.

И вот для нас конечно очень важно, чтобы в нашем сердце жила вот эта любовь ко Христу, любовь к самому главному – любовь к правде, “блаженны алчущие и жаждущие правды” – говорит Господь. И когда встаёт перед нами такой очень простой вопрос, который задаёт Пётр – “А что нам за это будет?”, и звучит ответ, для нас трудный может быть – “Вы сядете на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых”. Конечно, это говорится только Апостолам, не каждому из нас, и это таинственный образ. Ну а каждому из нас говорится очень простое, что “кто оставит что-то ради Меня”, перечисляются там родные, близкие, земли, имущество и так далее, “получит во сто крат больше”. И это правда. Люди, которые действительно живут Христом, даже в немощи, даже в болезни и страданиях, всегда не одиноки. Всегда рядом с ними кто-то. Конечно, бывают исключительные случаи, когда человек умирает в тюрьме, в одиночке, одинокий распинается, как Сам Господь показал нам этот пример оставленности. Но для обычной, так сказать, жизни, Господь говорит нам об этом, что ты никогда не будешь одинок, если ты будешь идти за Мной.

Давайте об этом с вами помнить, благодарить Господа за это великое обетование, потому что именно в этом заключается спасение, потому что среди всех страданий – страдание одиночества одно из самых тяжёлых. И, тем не менее, Господь говорит, что кто идёт за Мной – не будет одинок, он не будет ничего лишён. И даже, казалось бы, самые последние могут стать в Царстве Небесном иными. Господь открывает перед нами эту иную жизнь, новое творение, новое небо, новую землю, которые начинаются уже здесь.

И то, что мы говорили в это время о прощении, об этом великом, центральном, можно сказать, нравственном состоянии христианина – состоянии прощения. О том, когда действительно говорилось правильно вчера вечером о том, что обида – она естественна, а вот прощение – сверхъестественно. Поскольку в человеке обитает сверхъестественное, обитает образ Божий, то поэтому и важно понимать, что обижаться могут и кошки, и собаки, когда их незаслуженно обижают, мы это знаем прекрасно, и конечно мы, люди, ещё в большей мере, но вот Господь нас тем не менее зовёт вот в этот мир Духа, где действительно царствует прощение, царствует любовь, даже к самому последнему, казалось бы, недостойному человеку, тем не менее, переживание за то, что и он может оказаться в беде, он может оказаться лишённым радости Божией, за это тоже святые люди переживают и плачут. Пусть вот эти дни для нас будут именно таким постоянным напоминанием о нашем призвании – призвании прощать. Конечно, не каждый может это делать в полную меру, как говорит Евангелие, но путь указан, и важно в жизни человека идти в правильном направлении. Каждый достигает какую-то свою меру, в соответствии с его данными и той благодатью, которую он получает, но важно идти вот в этом одном направлении. И вот мы все вместе, и мы составляем Церковь именно потому что идём вместе. Хотя мы очень разные, с кем-то очень близкие отношения, кого-то знаем только в лицо, кого-то помним по имени, кого-то нет – но не это важно, а важно то, что мы вокруг Христа, мы новый Его народ.

Аминь.