протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
4 июля 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Евангельское чтение об исцелении расслабленного, большинству из нас хорошо знакомое, говорит нам об очень важной духовной вещи, которая совершается с приходом Господа Иисуса Христа. Говорит о том, что самое радикальное духовное событие в жизни человека, событие, которое меняет не только его внутреннюю духовную жизнь, но и жизнь внешнюю, жизнь телесную – вера в Иисуса Христа, вера-доверие. Мы слышим повествование, когда Господь видит людей, которые несут своего друга парализованного, и сказанные очень важные слова: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному – “дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои”». Люди, которые при этом присутствовали – книжники, фарисеи, люди – блюстители закона, которые наблюдали за Иисусом, очень уж он подозрительно на себя много берёт, а тут и вообще говорит – “прощаются тебе грехи”. Как такое? Только Бог может прощать грехи.

Иисус, понимая, о чём они подумали, говорит – “что легче? сказать расслабленному – прощаются тебе грехи твои, или сказать – встань и ходи?”. Конечно, прощение грехов вещь куда более важная и могущественная, потому что были целители и среди Иудеев. Неслучайно Иисус говорит о том, “если Я изгоняю перстом Божиим, исцеляя людей, то ваши сыновья чем исцеляют?”. То есть ясно, что исцеления в Израиле были во времена Иисуса и от людей, которые обладали этим даром. И вот Господь, зная эти помышления, говорит – “что легче? сказать – встань и ходи, или сказать – прощаются тебе грехи твои?”. Конечно, событие может быть более трудное, прощение грехов, но оно внешне никак себя не проявляет. А вот если Он скажет “встань и ходи”, а человек не поднимется – вот тут-то ясно, что Он не имеет, собственно, ни власти, ни силы. Но Господь говорит: “чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному – встань, возьми постель свою и иди в дом свой”. И перед потрясёнными окружающими людьми человек неожиданно укрепился, встал, взял свои эти носилочки и пошёл в свой дом.

Конечно, совершенно потрясающее событие – исцеление, исцеление не только души человека, исцеление его тела, и конечно, здесь приходит мысль о том, что, вот, наверное, по большей части болезни посылаются за наши грехи. Иисус, впрочем, не говорит об этой связи напрямую. Конечно, в каких-то случаях это так, в каких-то случаях иначе, во всяком случае, прямой связи здесь нет. Но есть, конечно, связь другая – что исцеление души влечёт за собой, конечно, исцеление тела. Во всяком случае, в данном случае.

Но бывает и иначе. Мы знаем, и Апостол Павел говорит о том, что он страдал некоей болезнью: «дано мне жало в плоть, я трижды молился, чтобы отнялось это, исцелился, но Господь сказал – “Нет, достаточно тебе моей благодати”». Значит вот эта болезнь как-то была неизбежной и Господь это оставляет ему либо для терпения, либо для того, чтобы он свидетельством перед людьми, что несмотря на такую немощь, несмотря на то, что он страдает болезнью, он тем не менее горячо верит в Господа, он тем не менее говорит “всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите”, так что он являет собой живой пример такого терпения. Ну, во всяком случае, ясно другое, что каждый человек, конечно, нуждается в исцелении прежде всего от грехов. И Господь имеет эту власть, тогда когда видит веру человека. То есть происходит вот эта встреча.

И в сегодняшний день мне хотелось это соединить с памятью одного удивительного святого, память которого сегодня совершается, в нашем календаре указано, преподобного Максима Грека. Вот, по-моему, у нас тут иконочка есть с левой стороны от вас, там он левая крайняя фигура из этих трёх – преподобный Максим Грек. Прославлен он был совсем недавно, в 1988 году, хотя он жил в конце XV – начале XVI-го века. Он умер (легко запоминается дата) в 1555 году. Вот так три пятёрки подряд. И прославлен он был в 1988 году, а сегодня вспоминается обретение его мощей, совсем уж недавно, 1996 год. Он был похоронен в Сергиевой Лавре, вот там обретение мощей.

Святой удивителен прежде всего потому, что при жизни он, как в общем-то и многие, Иоанн Златоуст, например, тому яркий пример, он совсем не пользовался почитанием и популярностью, скорее наоборот. Он родился в Греции, в богатой семье, аристократической, получил прекрасное образование, был в Италии, слушал проповеди Савонаролы, которые оказали огромное влияние на него. И был страшно шокирован, как бы мы сказали современным языком, казнью Савонаролы, которого сожгли за эти все проповеди-обличения духовенства в стяжательстве, роскоши, пренебрежении церковным служением. Настолько он горячо всё обличал, что все эти не выдержали и он оказался в числе таких вот мучеников за свои обличения. Потом, разочаровавшись в Италии, он встречался со многими деятелями возрождения Итальянского этого времени, как раз это конец XV века, и уходит в монастырь в Греции. И вот оттуда, по приглашению Князя Великого Российского Василия Третьего, который просил прислать ему переводчиков, исправщиков книг, он как бы командируется в Россию на 2 или 3 года для исправления Псалтирей, очень популярной книги в России. Но он чувствовал, что надо исправить, потому что переписывались от руки и была необходимость проверить состояния этих книг.

Причём преподобный Максим Грек поначалу русского языка не знал. И он переводил на латынь, а имеющиеся переводчики у Василия Третьего, прекрасно знавшие латынь и, конечно, свой русский язык, церковно-славянский, переводили на церковно-славянский. Вот такой был двойной перевод. Но после он уже исправил и перевод Евангелия, и Апостола, и богослужебных книг, и надо сказать, что вот эта его деятельность, казалось бы заслуживающая благодарности, вместо этого на него воздвигли гонения, потому что не только этим он прославился, а тем, что обличал монастыри, заняв позицию нестяжателей. Обличал их за нещадную эксплуатацию монастырских крестьян, поселений, когда за долги крестьян, за недоимки, целые семьи выселялись из своих деревень и пускались по миру, нищенствовали и с жёнами, и с детьми. И обличал монахов, монастыри, за это бесчеловечное отношение к народу. И это было причиной, а уже придирки к его переводам стали, в сущности, поводом.

И он был сослан в известный Отроч монастырь, где спустя несколько десятилетий будет задушен митрополит Филипп Московский, а затем в Тверской монастырь. И там в заключении пробыл 22 года. Уже почтенным старцем он был наконец освобождён Иваном Грозным, как это ни странно. Иван Грозный очень его почитал, с ним нередко беседовал, и был перемещён уже в Троице-Сергиеву Лавру, где его встретили с большим почётом. Но, так или иначе, вот те страшные язвы жизни Российской, язвы монастырской жизни, они и были причиной вот этих гонений. И он, восприняв от своего народа страсть к обличению, причём он ещё занял позицию против автокефалии. Василий Третий добивался автокефалии Русской церкви, а он прекрасно понимал, вместе с оппозиционными боярами, что автокефалия приведёт к подчинению Русской церкви уже светской власти, Великому Князю. Вот такая была история. Но, во всяком случае, ясно другое, что вера и следование за Христом, действительно они являются источником исцеления не только человека, но и всякого народа.

И то, что Максим Грек был прославлен уже в наше время, во время 90-х годов, конечно, даёт нам огромную надежду на то, что изменится какое-то другое мироощущение, другой образ жизни страны нашей. От горделивого превозношения уже к какому-то более обьективному взгляду на себя и на свои грехи. И безусловно есть у нас и достоинства, но есть огромное количество недостатков: запущенные деревни, морковка из Израиля и прочее, и прочее, и это, конечно, чудовищно для такой огромной страны. И то, что страна может, какие-то есть признаки поворота к более доброжелательной такой, более гуманной политике – вот сегодня такое маленькое свидетельство, немножко забавное – впервые я услышал, может раньше просто не слышал. Когда ехал в метро по эскалатору, поднимался, вдруг неожиданно объявление о том, что сегодня празднуется день независимости Соединённых Штатов, день, когда Соединённые Штаты объявили свою независимость от Англии и колонии отделились – это является днём рождения этой страны. Довольно странное объявление, но мне кажется, это видимо следствие недавнего визита нашего президента в США.

Но, так или иначе, такого рода маленькие свидетельства – добрый признак, когда мы не только о себе говорим, не только бичуем других, но и говорим что-то позитивное о других великих народах. Пусть Господь благословит. И вот образ Максима Грека и образ Иисуса, который видя веру, даёт исцеление не только каждому отдельному человеку, но и народу, вселяет в нас надежду и уверенность в том, что мы всё-таки не пропадём, что Господь любит нас, и видя веру, будет спасать и давать благосостояние, благоденствие и нормальный путь развития.

Аминь.