протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
1 августа 2010

Фонограмма


1 Кор.4,9-16 

9Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

10Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

11Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

 12и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

 13хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

15Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

16Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Мф.17,14-23

14Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, 15сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,

 16я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.

17Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

18И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

19Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?

20Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

 21сей же род изгоняется только молитвою и постом.

22Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,

 23и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее евангельское чтение, большинству, наверное, хорошо знакомое, еще раз нам напоминает о том, что духовная сила человека созидается не просто сама по себе, а созидается определенным трудом. Ученики удивляются: почему не могли мы исцелить этого отрока? А Господь им говорит, что род сей изгоняется только молитвой и постом.

В нашей жизни нам часто кажется, что пост – это что-то такое необязательное, ну подумаешь – съел я то или это, какое это имеет значение? А значение имеет то, что когда человек в состоянии себя ограничить в чем-то, он приобретает силу и над чем-то более важным. И наоборот, если человек не может себя ограничить в чем-то важном, там кусочек мяса, того-сего – ему трудно и справиться с более серьезными вещами. И то же самое с молитвой. Когда конечно мы устаем к концу дня, нам бывает трудно – если мы себя не можем в этом пересилить, то как мы можем пересилить ту страшную духовную силу, которая восстает против человека, которая толкает его на всякие безумные поступки? Как мы можем помочь другим людям, которые отягчены, захвачены этой темной силой, если сами мы так едва-едва бредём, того и гляди нас она тоже захватит?

И поэтому Господь и говорит, что вот этот род, эти силы побеждаются только молитвой и постом. Потому что только здесь человек утверждает примат духовной жизни, а внешней материальной жизни – не как цель, а лишь как средство для поддержания нашего тела, которое есть на самом деле храм Святого Духа. Чтобы именно в нём Дух Святой жил, а не тело само жило по себе неизвестно для чего.

И далее Господь говорит о том, что при всём том, что Он имеет эти удивительные силы, при всём том, что Он несёт людям освобождение от этого одержания дьяволом, одержания злом, несёт исцеления болезней – и Господь говорит, что за это не будет Ему никакой благодарности, Он не будет возвеличен и всеми восхваляем, а напротив, что Сын Человеческий будет предан на распятие, Его убьют. Но (добавляет пока еще непонятные слова), но в третий день воскреснет.

И вот сегодняшний день, он также день празднования удивительного российского святого – преподобного Серафима Саровского. Человека, который принес и своему веку, и нашему XX-му и XXI-му веку, принес необычайно важную весть, которая казалось бы простая, но тем не менее многими была забыта. Принес осознание христианской жизни, ее цели – стяжание Святаго Духа. И духа того, о котором апостол говорит: «плоды же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Всё того, чего нам так не хватает и без чего томится наше сердце, потому что мы снедаемы унынием, раздражением, завистью, какими-то всякими нелепыми желаниями, мыслями навязчивыми и прочим, прочим, прочим. А вот плоды духа совсем другие – любовь, радость, мир, долготерпение.

И вот преподобный Серафим говорит, что это и есть цель христианской жизни. И настолько это было своевременным это прославление, что он стал сразу в один уровень со святым, который уже несколько веков почитается на Руси больше всех – преподобный Сергий. И сейчас мы говорим как уже двоица – Сергий Радонежский и Серафим Саровский. И произошло это благодаря двум людям – императору Николаю Александровичу, который настоял на канонизации, хотя Синод этому сопротивлялся, и человеку, который предоставил материалы все необходимые для того, чтобы император обрёл эту уверенность и знание – архимандрит Серафим Чичагов. Из старинной дворянской фамилии, его деды и прадеды один был морским министром, другой – известным путешественником, сам он был военным, перед ним открывалась блестящая карьера, но в какой-то момент он вдруг оставляет светскую жизнь, становится священником, а вскоре, овдовев, он становится монахом, архимандритом, затем епископом, митрополитом. И вот судьба этих двух людей, благодаря которым произошла канонизация и мы все знаем, не только Россия, весь мир, об этом удивительном святом – преподобном Серафиме, святом удивительно светлом, радостном, прошедшим через эти тяжелые добровольно взятые на себя искушения постом и молитвой, и весь мир узнал о нём. Но судьба этих двух людей, благодаря которым это произошло, была такой же трагичной, как и Господь говорит, что за всё это, что делает доброго Сын Человеческий, Он получит крест.

Про императора Николая II вы знаете – расстрел, арест, причем после того, как он добровольно отказался от власти, не боролся, не сражался за неё. Чтобы принести мир своей стране пошел на это, и всё равно мира это не принесло, потому что дело было не в нём, а дело было в тех бесах, которые, как в романе Достоевского, как в повествовании об этих свиньях, овладели народом, который бросился в пропасть и до сих пор еще с трудом из нее выбирается. Николай Александрович вместе со своей семьей был зверски расстрелян, убит, а митрополит Серафим Чичагов тоже – из ссылки в ссылку, заключение, и, наконец, его, уже 80-ти летнего старика на носилках, арестовывают и тащат в Таганскую тюрьму, а потом расстреливают на полигоне в Бутово, где каждый год совершается поминовение новомучеников российских. Вот такая судьба людей, стоявших за правду. По-видимому, они очень мешали дьяволу, что он ополчился на них в такой мере. Но тем не менее мы сейчас палачей этих замечательных людей, как и миллионов других людей, этих палачей мы уже с трудом находим, их имена и прочее, и никакой благодарной памяти потомков, никакого светлого будущего создать этим не удалось. А вот преподобного Серафима мы вспоминаем, и вспоминаем этих людей, благодаря которым он был прославлен.

И сегодня мы также вспоминаем и другое событие, которого мы сами уже были свидетелями – второе обретение мощей преподобного Серафима. В начале 1991 года, когда уже пошли процессы так сказать перестройки и приход демократической власти такой, условно, но тем не менее. В Казанском соборе Петербурга, где был музей религии и атеизма, стали раскрывать и передавать мощи, и те святыни, которые там были, но мощи преподобного Серафима, которые были вывезены из Сарова в 1920 году, какое-то были время в Москве, в Чудовом монастыре, потом после взрыва монастыря исчезли, и вот вдруг в запасниках находят в рогоже некие мощи и там надпись: «преподобный отче Серафиме моли Бога о нас». Это январь 1991 года. И к великой радости эти мощи были приняты. Они сначала были в Петербурге, потом в Москве, мы все это прекрасно помним, сами принимали участие в начале крестного хода, который в июле 1991 года шел из Москвы до самого Сарова, так чтобы как раз к 1 августа тоже там было восстановление, прославление, и мощи преподобного Серафима были возвращены. Вот такой был нам удивительный знак. Знак для новой России нового святого, нового, которого нам подарил прошлый XVIII-XIX век, для новой жизни. И поэтому нам так важно ценить это, благодарить, следовать, подражать. Как говорил апостол в сегодняшнем послании: «подражайте мне, как я Христу». То же самое мог бы сказать и преподобный Серафим Саровский.

Пусть сегодняшний день будет для нас праздничным, действительно радостным. Меня несколько удивила реакция по Эху Москвы, идет телефонный опрос – как вы празднуете Крещение Руси или не празднуете? И масса людей звонят – да чего там, это всё какое-то мракобесие, какое-то нейтральное, ничего мол особенного. Диктор как-то пытался их наставить, говорит: «ну как же, всё-таки это вхождение в семью культурных народов, государственность российская, культура…» – «Да нет, это всё там»… То есть ясно видно как в народе нашем все эти советские корни как они прочны. Бессодержательные, неинтересные, скучные, малокультурные, безграмотные во всех отношениях – и тем не менее живут и такое вот отношение равнодушное, такое как в известной басне, где героиня басни говорит, что ей бы только желуди, а что там с корнями будет – неважно. А корни-то вот здесь. Давайте об этом с вами помнить, и к этим корням относиться с благоговением, с уважением ко всем этим событиям. Думаю, что установление нового праздника действительно важное в том смысле, что Россия подчеркивает важность Крещения Руси, важность христианства для страны нашей. В то время как Запад как-то странным образом вычеркивает из европейской конституции то, что Европа выросла на христианстве, Россия утверждает противоположное. Хотя, конечно, по образу жизни, уровню культуры, технике и всему прочему, гуманности в конце концов, конечно, нам следует скорее подражать Западу. Я думаю, что наверное как раз вот эти и есть, эти два лёгких, которыми дышит мир – то, что в Европе гуманность и демократические достижения конечно призывают к подражанию, и то, что здесь, в России сохраняется вот это благоговение, и это благоговейное отношение к факту Крещения Руси, к христианству, как именно к тем корням, которые единственно могут обеспечить будущее не только для России, а для всего мира.

Аминь.