протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
15 августа 2010

Фонограмма


1 Кор. 15, 1-11

1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,

2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,

4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,

5и что явился Кифе, потом двенадцати;

6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо'льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили;

7потом явился Иакову, также всем Апостолам;

8а после всех явился и мне, как некоему извергу.

9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.

11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

 

Мф. 19, 16-26.

16И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

Нам сегодня предлагается эпизод о богатом юноше – так обычно называется этот Евангельский отрывок. О человеке, который был благочестив, был богат и хотел быть совершенным. И с этим вопросом он подходит к Иисусу: что делать, чтобы достигнуть жизни вечной? И дальше вы помните: соблюди заповеди. Какие? И понятно, что вопрос ведь идёт о том, что заповеди-то ясны, но вот каковы детали – их соблюсти, потому что, скажем, заповедь о субботнем покое – не совершать никакой работы. А что такое работа? Срывать колосья в субботу – это работа или не работа? Понятно, что это как некое маленькое развлечение, а вот фарисеи укоряют учеников Иисуса – вот смотри-ка, они делают то, что нельзя делать в субботу, потому что это похоже на то чтобы молотить. Ну и прочее, и прочее. В общем, масса тонкостей разработалась для того, чтобы не нарушать вот эту заповедь о покое.

И некоторых людей это приводит настолько в такое состояние фанатизма, что они не только заботятся о том, чтобы самим соблюсти субботу, но и чтобы другие тоже ни в коем случае не нарушали. Вот недавно было сообщение, что в Иерусалиме ортодоксы стали забрасывать камнями на улицах людей, которые ездят на машинах, паркуются, и так далее. Полиция вмешалась, кто-то там даже получил ранение какое-то и прочее (полицейский, тоже в него бросили камень). Так что понятно, что вопрос такой вот сложный именно в этих деталях.

Но Иисус не стал углубляться в эти детали и мелочные объяснения – как что надо сделать. Он сказал по-другому, что если хочешь быть совершенным, то есть полностью осуществить то, что в тебе заложено (и это говорит Он, понятно, каждому человеку), то продай всё, что имеешь, приходи и следуй за Мной. То есть Он призывает его на апостольское служение. Ведь это великая честь, великая благодать, когда Сам Господь Иисус призывает человека быть Его другом, быть Ему ближайшим! Ведь насколько обаяние личности Иисуса могло захватить человека! И апостолы, мы знаем, побросали свои лодки и рыбу пойманную, огромный улов, и пошли за Христом. Настолько был привлекателен Его призыв, настолько Он был человеком, за которым хотелось идти, хотелось быть рядом. А вот этот юноша, он отошёл, потому что,– говорит евангелист,– у него было большое имение. И Господь говорит: как трудно войти богатому в Царствие Божие, как трудно богатому стать совершенным, как трудно богатому осуществить всю полноту дарований, которую Бог в него вложил. И даже приводит пример, что удобнее верблюду пройти через игольные уши. Тут есть разные толкования этих строк, они для нас не так важны, важно что что-то совершенно невозможное. Есть даже такое толкование этих слов, что там близкое слово означает канат. Вот как нельзя канат провести сквозь игольное ушко, так нельзя, трудно богатому войти в Царство Небесное. Ученики изумились, говорят: так кто же может спастись? Казалось бы, богатый человек, ему легче всего спастись, он лишён необходимости кого-то обманывать, воровать, у него всё есть и ему даже и грешить вроде бы не нужно. Господь говорит, что человеку это невозможно, но Богу всё возможно. И понятно, что речь идёт, конечно, не о том, чтобы каждый из нас продал всё своё имущество, раздал нищим и пошёл за Христом. Как и в случае, когда человек отказывается от брака ради Царствия Небесного – это не всем дано, но кто вместит.

Но ясно, что ведь это относится не только к людям очень богатым, потому что у каждого человека есть какое-то своё препятствие, которое ему не позволяет целиком, или, во всяком случае, в полной мере быть христианином. Для кого-то это компьютер, ночами там сидеть; для кого-то это вообще всякие порносайты и прочее; для кого-то это телевизор, сериалы; или все футбольные матчи посмотреть, куда-то обязательно поехать, чтобы посмотреть, и прочая, и прочая. Но вот представить себе, сколько времени человек готов всё-таки из этого изъять, чтобы отдать это Богу? Вот как легко целый вечер сидеть смотреть телевизор, и как трудно открыть Евангелие и десять минут потратить на то, чтобы прочесть главу. А у нас ведь есть замечательный, прекрасный пример нашего святого, преподобного Серафима Саровского, который каждые две недели перечитывал весь Новый Завет. И ведь это при том, что у него огромное монашеское правило молитвенное, при том, что к нему приходило множество людей, и, тем не менее, он считал себя обязанным, то есть ему хотелось всё время быть рядом с Господом через Его слово. Замечательный для нас пример, о котором всегда следует помнить. И вот я думаю, что, конечно, мало кто из нас призван вот так оставить всё и пойти за Христом. Но, наверное, важно чтобы то, что нас держит, приковывает к себе, чтобы нам всё-таки от этого освободиться.

 В одном из современных комментариев, английского, англиканского служителя Николаса Райта, он приводит такой довольно известный довольно всем пример, как ловят обезьянок, чтобы их не повредить. Очень простой такой маленький сосуд, типа горшка, куда она может просунуть лапку, но только тогда, когда пальчики все сложены, прямые. Если сжать пальчики – то не вынешь. Туда кладут какую-нибудь привлекательную для неё, скажем, кукурузу, обезьянка засовывает туда лапку, горшок привязан цепочкой к дереву, она засовывает туда лапку, хватает эту кукурузу, а обратно уже вытащить не может. И тем самым её ловят. Вот примерно то же самое и для нас те наши увлечения, которые мы могли бы оставить, вполне. Не обязательно квартиру продавать, дачу, машину и так далее. Но что-то можно было, чтобы больше времени уделить помощи бедным, уделить общению с людьми, уделить собственным детям в конце концов, уделить чтению Слова.

Ведь сейчас мы переживаем такой период в России, когда за всю историю не было так много религиозной литературы, море литературы. И как-то оказывается, что народ наш совсем не любопытен. Я думаю, что Евангелие за последние двадцать лет прочли процентов может пять целиком, и то, наверное, эта цифра сильно завышена. Лет 15–17 назад, когда только начали продавать эти религиозные книги, Евангелие, многие, приходя в храм, оправдывались: ну вы ведь знаете, в каких условиях мы росли, и всё такое. Сейчас, слава Богу, не говорят, все понимают, что 20 лет уже полной свободы. Потому что ведь, в самом деле, Россия в такой ситуации была, что в 19-м веке перевод был Евангелия на русский язык, но 80% населения было неграмотным, люди не могли читать. В 20-м веке все стали грамотными, но не было Священного Писания. Практически весь советский период Евангелие, Библия не издавались, надо было их как-то специально доставать. А вот сейчас есть и то, и другое. Сейчас – пожалуйста, Евангелие есть, Библия, любого формата, размера, шрифта и так далее, и все грамотные.

Но оказывается, что люди, приходя в храм крестить ребёнка или исповедоваться, причащаться, по большей части, если это люди не воцерковленные, которые уже вошли в жизнь Церкви, то Евангелие читали только так, отдельные странички. Вот это отсутствие какой-то просто элементарной любознательности со стороны наших соотечественников, как-то чрезвычайно огорчает. И действительно, если мы не будем обращаться к тому, что является основой нашей культуры, основой нашей христианской цивилизации, то всё это приведёт к тому, что, действительно, люди, которые приезжают из Узбекистана, из Китая, с Кавказа, они действительно заполнят всё и будем не мы на них влиять, потому что нам нечем влиять – мы живём телевизором и теми сериалами, которые там идут, а основы нашей культуры, нашей веры, мы забываем. (Не говорю о присутствующих в храме, а о населении нашем в целом). Вот это очень печально, потому что когда теряется связь с корнями, то понятно, что дерево, вроде внешне оно живёт, но начинает сохнуть, как вот у нас деревья без дождя. Давайте вот об этом с вами помнить и помнить о том, что действительно сегодняшний текст – призыв к тому, чтобы вот эту засунутую лапку в горшок, чтобы её разжать. Вот выпустить то, что нас держит, привязывает к этому дереву, и нас тогда и ловят всякие искушения, соблазны, потому что мы привязаны к этому дереву, мы не свободны.

Аминь.