протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 августа 2010

Фонограмма


2 Петр.1,10-19

10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,

11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.

13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,

14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.

15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.

16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.

19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших

 

Мф.17,1-9

1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшний праздник является одним из событий евангельской истории, которое утверждает нашу веру в Господа Иисуса Христа не просто как в замечательного великого человека, а именно как в Сына Божия. И вот мы в Послании апостола Петра, которое читалось перед Евангелием, слышим замечательные слова, сказанные апостолом Петром, написанные в этом Послании: “ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия”. То есть, это не просто какие-то мифы пересказанные, передаваемые; не просто какие-то предания, а то, что они видели сами, чему были свидетелями. И Господь Иисус, как вы слышали из Евангелия, читаемого сейчас, сказал им: “никому об этом не говорите до тех пор, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых”. И апостолы действительно это соблюли. Мы в Евангелии не видим ни одного намека на то, чтобы апостолы об этом рассказывали кому-либо. Но они хорошо это запомнили, и апостол Петр об этом напоминает в своем Послании. И, конечно, не только в Послании, а во всех тех многочисленных проповедях, бесчисленных беседах, которые он проводил с верующими, рассказывая, потому что был очевидцем и хождения по водам, очевидцем Преображения Господа и того голоса, который они слышали на горе: “Се Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте”. И, наконец, был очевидцем Его воскресения. И всё это утверждало апостола Петра в том, что он действительно исповедовал Мессию Иисуса из Назарета, действительно это было ему откровение свыше, и он был верен до самой смерти, до конца жизни, вот этому откровению.

И, действительно, мы сегодня празднуем это замечательное событие, которое неслучайно приходится именно на время Успенского поста. Успенский пост нас готовит к Успению. Успение – не только событие в жизни Пресвятой Богородицы, а такой эвфемизм, которым мы называем, проще говоря, конец жизни земной каждого человека, смерть каждого из нас, которая нас, конечно, ожидает, но только в смысле нашего физического существования. И вот на этот пост и приходится как раз празднование этого великого события, которое показывает нам то Царствие Божие, о котором Господь Иисус говорит ученикам Своим вскоре после исповедания Петра, что среди вас есть некоторые, которые увидят Царствие Божие, славу Его, в скором времени. И после этого рассказывается о событии Преображения на Фаворской горе. Действительно замечательное потрясающее событие, которое и нам говорит о том, что мы войдем в это Царство, которое лишь краешком приоткрылось апостолам, потому что они не могли еще принять в полной мере, как и говорит тропарь праздника: “якоже можаху” явил славу Свою ученикам. Для того, чтобы (в кондаке праздника поется) “когда узрят Тебя распинаемого, страдание уразумеют вольное”, то есть что это не просто какая-то историческая случайность, не просто какая-то досадная ошибка, а это был действительно план Божий. Когда Господь разделяет с нами всю нашу жизнь вплоть до земной кончины, вплоть до ужаса, который перед каждым человеком, конечно, стоит – ужас смерти. Но, когда мы идем за Христом, мы понимаем, что Он перед нами уже прошел, прошел наш Учитель, и, выйдя из этой смерти, воскрес. И вот об этой жизни нам и говорит Господь.

И есть такой замечательный наш русский обычай – освящение плодов. Тоже такой замечательный знак, как бы знамение. Подобно тому как из семян, из земли, из перегноя, всё это следствие смерти, (что там в земле? конечно то, что умирает и сгнивает) – рождается новая жизнь, прекрасные плоды, которые мы освящаем сегодня, благодарим Господа за них, с тем, чтобы и мы приносили подобные плоды в нашей земной жизни. Чтобы нам, оглядываясь назад, увидеть не какие-то наши грехи и нестроения, а увидеть хотя бы несколько дел, которые мы сделали, которые мы знаем и помним, а еще может быть лучше, когда больше и не помним – того доброго, что нам с помощью Божией удалось сделать. Поэтому давайте благодарить Господа за это удивительное событие, благодарить нашу Церковь за этот прекрасный праздник, который так вот соединяет в себе и размышление о конце нашей жизни, и о плодах, которые мы призваны приносить, и о том прекрасном Божьем мире, который Господь создал для нас, и чем дальше – тем он будет прекраснее, как то Царствие Божие, которое приоткрылось ученикам в этом событии Преображения Господня на Фаворской горе.

Аминь!