протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
22 августа 2010

Фонограмма


1 Кор. 16, 13-24

13Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

14Все у вас да будет с любовью.

15Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

16будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

17Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

18ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

19Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

20Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

21Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

22Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа.

23Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

24и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

 

Мф. 21, 33-42

33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Когда-то, в далёкой древности, вавилонскому царю приснился некий странный сон. Он его очень обеспокоил, и он хотел понять его значение. Призвал к себе мудрецов, но не стал говорить им содержание сна, по-видимому, испытывая их. Если они узнают содержание сна, то и толкование будет правильное. А если он им расскажет и они предложат какую-нибудь версию, объяснение – это будет, так сказать, просто придуманное ими самими. Но мудрецы не могли разгадать, что же царю приснилось. И вот один из них, по имени Даниил, молодой человек, взятый в плен из разрушенного, захваченного Иерусалима, когда к нему обратились, он помолился Богу и Бог открыл ему и сон, и значение. И он говорит: царь видел во сне некоего гигантского идола, у которого голова была сделана из золота, руки и грудь из серебра, живот из бронзы, а ноги были сделаны из железа, а вот уже самые ступни – железо пополам с глиною. И от горы, без помощи человека, без помощи рук человеческих, оторвался большой камень, упал на этого истукана, истукан весь разрушился и пал. А камень стал расти и заполнил собою весь мир. Вот сон царя – сказал Даниил, – а вот толкование его: твоё царство, царство золотое, в котором есть и порядок и всё, но ему на смену придёт другое царство, серебряное, а ему на смену придёт царство бронзовое, а потом царство железное, вроде бы крепкое, но смешанное с глиной. И тот камень, который падёт, он от Господа, разрушит и будет расти сам и заполнит собою весь мир.

Вот притча, которая была хорошо известна каждому иудею во времена Иисуса. Иисус напоминает о ней по окончании своей притчи, притчи о злых виноградарях. И ясно, конечно, что речь идёт о винограднике, который насадил Бог. Виноградник, возлюбленный сын Его, народ Израильский, который пронёс через века и преследования, страдания и мучения, веру в единого Бога, Который призывает людей жить по правде, Который призывает людей к любви, Который призывает к тому, чтобы все люди покаялись и обратились от мёртвых идолов к Живому Богу.

Но народ, особенно первосвященники, главное внимание обращал не на эту проповедь любви и добросовестной жизни, к которой всегда призывали и пророки, обличая прежде всего именно не за нарушения каких-то празднеств, нет, а наоборот, они говорили от лица Бога – “мне отвратительны ваши праздники, праздники и беззакония, дым жертв и слёзы обделённых”. Ваши князья – сообщники воров – говорил Исайя знатным Иерусалима. И, к сожалению, эти слова остаются справедливыми на протяжении всей истории до сегодняшнего дня.

И вот образ виноградника, который насадил Отец Небесный, поставил башню –столб, чтобы смотреть, чтобы виноградник не разрушили воры; выкопал точило – такой большой резервуар для того, чтобы там мять виноград и делать вино. Всё сделал и отдал виноградарям в наймы. И когда пришло время собирать плоды – послал слуг своих. И вы из чтения слышали эту печальную историю, закончившуюся тем, что, увидев cына, решили – о! он теперь наследник, мы его убьём, а виноградник будет наш. И после этого Господь прибавляет эти странные слова: разве вы никогда не читали, что камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла? Он был от Господа и был дивен в очах наших.

 Дело в том, что слово “сын” – бен на иврите (мы знаем, Бен Гурион, Бен Ладен и так далее,– сын). А камень – эбен, отличается лишь одной буквой. И понятно, что вот эти сходства слов, они всегда были для древнего богословия таким ясным намёком, что речь идёт именно об этом, что камень этот и есть сын, которого отвергли, которого убили как этого посланного наследника. Но он был дивным, он был от Господа и он заполняет собою весь мир. Не жёсткое соблюдение законов и правил, как в современном Иерусалиме находятся ортодоксы, которые выходят на улицу и камнями забрасывают автомобили, которые ездят в субботу. Вот это самое главное кажется для них. Я говорю не для того, чтобы обличить современных иудеев, а потому, что это свойство человека – полагать, что чёткое соблюдение того, того, того, того, того – вот это самое главное. А Иисус говорит им, что вы даёте десятину с мяты, аниса, руты, с каждой травки, которую вы приобретаете, вы десятую часть даже с этого пустяка отдаёте, но забыли главное в законе – милость и веру. Праведный верою жив будет. Стойте в вере – призывает апостол в сегодняшнем послании. Вот это самое главное, из этого будет всё остальное.

Конечно, формы нужны, конечно, нужны обычаи, традиции, но они есть лишь форма, а вот содержание наполняется верой. И вот давайте с вами об этом помнить. Давайте помнить о том, что вот этот виноградник (он продолжается — это мы с вами), который Господь дал в наши руки — не только священников, но и всего церковного народа — чтобы нам жить вот этой верой, которая призвана заполнить собою весь мир.

Аминь.