протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
28 августа 2010 (Успение)

Фонограмма


 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Многие паломники, которые бывают в Иерусалиме, при посещении храма-монастыря Марии Магдалины им рассказывают и показывают место, где, по преданию, Архангел Гавриил пришёл к Деве Марии в самом конце Её земной жизни. И эпизод этот нередко изображают: как Архангел с белыми лилиями возвещает Деве Марии о скором конце Её земной жизни. Как бы укрепляя, поддерживая Её, говоря Ей о скорой встрече с Её Небесным Сыном. Во всяком случае, за этим преданием, конечно, стоит то светлое начало – встреча Девы Марии по Её кончине со своим Сыном. И, в дальнейшем, было и другое предание, о том, что когда Апостолы, ученики Христа, собрались на погребение Божьей Матери. Один из них, как всегда Фома, не смог в это время быть, пришёл позже, там на несколько дней, и очень желал увидеть тело тоже любимой им Матери Иисуса, и когда они открыли гроб, то увидели, что гроб пуст. И поэтому и в Западной и в Восточной Церкви утвердилось такое богословское мнение о телесном вознесении Матери Божьей, что плоть Её, как подобно плоти Её Божественного Сына, не увидела тления.

И действительно, во время этих паломнических поездок, объясняют, что та пещера, в которой была погребена Матерь Божья, она была пустой, при чём, на протяжении многих десятилетий. При всём том, что там это видно около Иерусалима, что все места, где только можно похоронить своих усопших, всегда заполняются. Там нету, так сказать, вакантных мест. И тем не менее, на протяжении нескольких веков, место было пустым и почиталось местными христианами именно, как место погребения Божьей Матери, и то, что действительно, тела Её там не было. Мы знаем множество святых, знаем их мощи, знаем их останки, вот одна Матерь Божия здесь исключение. Потому что действительно, Церковь с первых своих лет верит в то, что Её тело не увидело тления. Тело, которое не редко нами воспринимается как некая темница души, ещё со времен древних греков. И тем не менее, мы видим, что оно обладает этой способностью – воспринимать настолько масштабно Бога, Его величие, Его силу, Его славу, что само становится нетленным. И это нам показывает воскресение Христа, и показывает кончина Матери Божией.

Конечно, для нас это – великое утешение. И в тропаре праздника, и в кондаке его, в молитвах не усыпающей Богородице ещё одна нам поддержка, кроме нашей веры в воскресение Господа Иисуса, мы знаем, что у нас есть ходатаица - та Мать Его, которую Господь усыновляет всех нас в словах к Иоанну Богослову, ученику, когда говорит – се Матерь Твоя. Поэтому нам так важно помнить об этом, обращаться к Матери Божией с нашими нуждами, с нашими проблемами, как мы обратились бы к матери, которая бесконечно нас любит, которая обладает бесконечной мудростью и терпением к каждому из нас. Будем относиться к этому с огромным трепетом и благоговением. Понятно, что по-разному христиане воспринимают почитание Божьей Матери, но, во всяком случае, ясно, что оно только обогащает нашу христианскую веру. Оно делает полнее наше обращение к Её Сыну Господу Иисусу Христу. Пусть Господь всегда в наших сердцах умножает вот это почитание Матери Божией, ходатаицы и заступницы за нас недостойных и немощных людей. Аминь.