протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
29 августа 2010

Фонограмма


2 Кор. 1.21–2.4

21Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Глава 2

1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

 

Мф. 22.1–14

1 Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:

2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего

3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.

4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.

5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;

6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.

7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.

8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;

9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.

10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.

11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,

12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.

13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;

14 ибо много званых, а мало избранных.

 

Образу: Кол.1,12-18

12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,

13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,

15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;

16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,– все Им и для Него создано;

17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

18 И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,

 

Лк.9.51–56; 10.22–24

51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Глава 10

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня наша Церковь отмечает удивительный праздник, праздник по внешности называется очень просто – Перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Константинополь. Имеется много легенд вокруг вопроса о происхождении этого удивительного и потрясающего по своему воздействию на души человека изображения. Есть легенда о царе Авгаре, которого слуга приходил просить Иисуса о том, чтобы Он пришёл и исцелил царя Авгаря и Он послал Своё изображение. Есть повествование о жене-мироносице Веронике, которая отёрла лик Иисуса, когда Он нёс крест свой и шёл на казнь. Но кроме этих сказаний есть достоверные свидетельства, получившие название Туринская плащаница. Ткань большого размера, единый кусок, на котором отпечаталось тело умершего человека, тело с пронзённой грудью, с пронзёнными запястьями и ступнями ног, запястьями рук, покрытое множеством ран от бичевания, и самое удивительное – лик, который являет эта Плащаница, удивителен по своему благородству, по своему мощному такому впечатлению. Ясно, что это был человек какой-то необычайной духовной силы и глубины. И Туринская плащаница в настоящее время всё большим и большим числом людей рассматривается именно как подлинная ткань, в которую было завёрнуто тело Господа Иисуса Христа.

Вокруг неё множество ведётся споров и исследований. Самое поразительное исследование было во второй половине XIX века, вскоре после того, как была открыта фотография, когда один итальянский фотограф-профессионал сфотографировал, получив специальное разрешение, это изображение на этом большом куске льняной ткани. И он, совершенно потрясённый, вдруг увидел, что на негативе, с которого изготовилась эта фотография, имеется позитивное изображение. То есть, ему стало ясно, что то изображение, которое на плащанице, представляет собой негатив. И вот после этого многочисленные исследования, криминалисты, химики, в общем, всё-всё, и не удалось обнаружить никаких следов какой-либо краски. Способ нанесения этого изображения остаётся совершенно непонятным. Он больше всего похож на ткань, которая обожжена, когда гладят горячим утюгом. Но всё это – изображение. Криминалисты с достоверностью исследовали сколько ран и сколько ударов было нанесено по этому телу, и даже показали, что один из этих экзекуторов был немножко меньше ростом, другой немножко выше, и так далее, что эти удары были нанесены римскими бичами, на конце которых имелись свинцовые шарики и такие косточки, рассекающие тело – словом, картина целиком совпадала с тем рассказом, который был в Евангелии о распятии Господа Иисуса Христа.

Вот эта Плащаница, она хранилась в начале в Иерусалиме, потом в Едессе, затем перенесена была в Константинополь, и там выставлялась вот как раз в этот день для всеобщего поклонения и почитания. Были созданы множество икон Нерукотворного Спаса и профессионалы исследовали более 30 деталей первых икон в Синайском монастыре, другие иконы Нерукотворного Спаса, которые своими деталями восходят точно к этой самой Туринской плащанице. Затем она исчезает после нашествия крестоносцев в XIII веке, и потом следы её обнаруживаются во Франции, в ордене тамплиеров, которые её хранили как величайшую святыню. После его разгрома она исчезла, но через некоторое время обнаружилась в знатном доме итальянских аристократов и потом была перенесена в Турин, и с тех пор, уже несколько веков, хранится там.

Изображение вызывало много недоумений, особенно в средневековье. Даже, для того, чтобы убедиться, что это не дьявольское наваждение, плащаницу варили в масле, кипятили несколько суток, надеясь, что оно исчезнет – оно не исчезло. И вот все сейчас сходятся все-таки на том, что это действительно изображение, отпечаток, который остался на той плащанице, в которую было завёрнуто тело Господа Иисуса Христа. Потому что многие свидетельства об этом говорят. Во-первых, то обстоятельство, что на всех распятиях, иконах, изображаются руки, пронзённые в ладошках, потому что к тому времени, как стали писать иконы, эта казнь не применялась и как собственно она совершалась – точно не знали. Плащаница – единственное исключение, где видно, что на этом изображении ручки пронзены в запястьях. Криминалисты делали опыты, подвешивали трупы на гвоздях в ладонях, они обрывались, потому что здесь связки не выдерживали тяжести тела, и оно обрывалось. Проводилось исследование радиоуглеродного анализа, но он показало, что это скорее всего сдвиг к средневековью по времени концентрации там изотопов углерода. Но это могло произойти, во-первых, из-за того, что варили в масле трое суток, ткань пропиталась углеводами позднего происхождения, а во-вторых, из-за самого факта воскресения, когда вот эта потрясающая вспышка, похожая как бы на ядерный взрыв, или какое-то ядерное такое излучение уникальное, которое и могло изменить соотношение изотопов в ткани Плащаницы. Во всяком случае, всё говорит за это.

Я вчера уже говорил – для меня наиболее убедительным выглядит пыльцевой анализ, так называемый. Дело в том, что если возьмём наши ткани, то мы, если будем тщательно исследовать их под микроскопом, увидим на них пыльцу всех растений, которые растут в нашей местности, потому что пыльца каждого вида растений имеет свои определённые формы и их легко отличить. Причём растения бывают такие, которые только в этом месте, так называемые эндемики. И вот Плащаница показывает (вот этот анализ) что она находилась, во-первых, в Иерусалиме, в Палестине, затем на территории современной Турции, затем – Константинополь, север Франции и Италия. То есть весь этот исторический путь Плащаницы целиком совпадает с тем, что показывает пыльцевой анализ. Таким образом, эта реликвия, скорее всего, подлинная. Конечно, доказать подлинность невозможно, если подделка – можно доказать, там краски не те или ещё что-нибудь. Во всяком случае, Плащаница, конечно, скорее всего подлинная.

И вот мы, конечно, празднуем сегодня как бы два содержания сегодняшнего праздника. Во-первых, реликвия, которая чудесным образом была сохранена, причём донесена, так сказать, по замыслу Божию, до нашего времени, которое может научными методами исследовать и показать те свидетельства, которые говорят в пользу, что она подлинная. Вторая часть праздника, события, в том, что Господь являет лик Божий. Как сказано в апостольском чтении сегодняшнем, что Господь явил нам лик Отца. И вот это самое главное. Всё Евангелие говорит нам именно о духовном облике Господа, который абсолютно уникален. И сегодняшнее Евангельское чтение, пожалуй, самое яркое такое свидетельство из всех Евангельских эпизодов об этом: когда вошли в селение Самарянское (это как бы иудаизм несколько другой ориентации, так скажем) и не приняли Христа и Его учеников, потому что они имели вид паломников в Иерусалим. Враждебное, так сказать, население, вроде как вот украинцы и русские, в некоторых местах враждебно относятся – москали, там, и прочая… И два ученика – Иаков и Иоанн – близкие, они недавно были на горе Преображения, в полном таком протесте, возмущении, говорят: Господи! повели, мы скажем, как Илия сказал, чтобы огонь сошёл с неба и поразил этих нечестивцев, которые Тебя не хотят принимать. А Иисус говорит им: не знаете, какого вы духа. Ни в коем случае этого не делайте, потому что Сын Человеческий пришёл не губить, а спасать души человеческие. Даже те, которые Ему сопротивляются. Вот это подлинный лик Божий. Бог, который не уничтожает противящихся людей, а всеми силами хочет их спасти. Христианство – это не уничтожение врагов, а христианство – это любовь к ним, любовь к каждому человеку, потому что каждый человек – бесконечная ценность.

И ещё: в сегодняшнем чтении говорится о том, что Господь благодарит Отца, что Он открыл всю эту тайну не только для мудрых и разумных царей, пророков, многие из которых отворачивались от этого свидетельства, а открыл младенцам, открыл простым людям, потому что иначе это была бы религия для элиты, а на самом деле христианство открыто и доступно для каждого человека. Это совершенно потрясающее свидетельство о том, что Господь хочет действительно каждого человека спасти и привести к познанию истины. И поэтому, когда мы говорим о словах апостола “подражайте мне, как я Христу”, то мы понимаем, что прежде всего речь идёт о недосягаемой высоте, на которую поднята нравственная планка христианства – любить врагов своих. Если любите любящих вас – что особенного делаете – говорил Господь, – и грешники любящих их любят. Давайте об этом с вами помнить, и помнить, что сегодняшний праздник нам действительно открывает лик Божий, явление Господа Иисуса Христа.

Аминь.