протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
5 сентября 2010

Фонограмма


2 Кор. 4.6-15

6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

 

Мф. 22.35-46

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:

36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

38 сия есть первая и наибольшая заповедь;

39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

В сегодняшнем Евангельском чтении ясно выделяются как бы две части: в первой из них Господь даёт очень простые и в то же время глубокие ответы на самый главный вопрос, который стоит перед человеком, если он хочет жить не просто по своей воле, а по воле Божией. Какая главная заповедь из всех тех 613 заповедей, которые содержатся в книге Моисея? Какая из них всё-таки самая главная, потому что понятно, что все 613 человеку даже невозможно удержать в своей памяти. И Господь говорит то, что знал каждый иудей и тогда, и сегодня. Говорит те слова, которые содержатся в молитве, которую каждый правоверный иудей читает каждый день, да и не один раз: возлюбише Господа Бога твоего всем сердцем своим, всей душою, всем помышлением, всею крепостью. И вторая, добавляет, подобна ей: и ближнего, как самого себя.

Вот здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, как чтение Евангелия в других переводах расширяет наше видение, делает его более обширным. В некоторых английских переводах ближний переводится словом neighbour – сосед. Вот подумать о том – а как к соседям мы относимся? Действительно любим? Или только тех, которые в нашей квартире живут? Так что вопрос здесь ставится более широко. И понятно, что Господь хочет от нас, чтобы мы любили не только какую-то часть людей, а какую-то часть не любили. Потому что Господь любит всё Своё творение и на каждого изливает Своё благословение.

И затем Иисус ставит перед ними очень важный и глубокий вопрос, который даже для нас, уже после 2000 лет христианства не всегда представляется простым и ясным. Совершенно неожиданно, казалось, без всякой связи с этим спором Он говорит о том, что вы думаете о Мессии, о Христе (это греческое слово, перевод Мессии – Христос, Помазанник, Царь). Чей Он сын? И они Ему отвечают – Он Давидов. Тогда Господь напоминает им строки псалма, молитвы, которую знает тоже каждый иудей, но как-то не задумываясь, видимо, об этом. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»? Как же Давид называет своего потомка, Мессию, называет Господом, если Он сын ему?

И вот в этом вопросе Иисуса содержится уже вот этот догмат о личности Иисуса Христа – истинный Бог и истинный человек. И поэтому, когда нам говорят что это уже как бы богословствование поздних отцов, греческой философии и так далее, то на это всегда можно ответить именно этим вопросом, этим напоминанием Господа Иисуса – кто же Мессия – сын Давидов или нет? И что должны были они ответить? Или Он сын Давида, или нет, или и то, и другое? Сын Божий, сын Давидов, или и то, и другое? И Господь им говорит о том, что именно этот вопрос для них является самым главным. И они на него не смогли ответить ни в этот раз, когда Господь их спрашивал, ни потом, когда Его предали в руки Пилата, когда издевались, когда Его распинали, когда они говорили: если Ты Мессия – давай сойди с креста, и так далее. Не понимая одной важной вещи, что Мессия – это не победоносный полководец, который прогонит врагов Израиля. Сын Давида – это титул такого победоносного полководца. Но Он пришёл не для того, чтобы победить римлян, или какие-то армии или что-то в этом роде, а пришёл для того, чтобы победить самую смерть, самого главного врага всего человеческого рода. И побеждает Он её именно восходя на крест. И побеждает как Бог. И вот в этом именовании – Господь, (сказал Господь Господу моему), то есть сказал Господь-Отец, сказал тому Господу, которому мы поклоняемся как Сыну Божию. Будь по правую руку от Меня, имей такую же власть, до тех пор, пока Я не положу всех врагов Твоих к подножию ног Твоих. Пока смерть не будет побеждена не только в одном лице Господа Иисуса Христа, Мессии, Спасителя, но побеждена будет во всём мире.

Конечно, это трудное богословие, конечно, это трудная задача для нас. Но кто сказал, что мир устроен просто? Кто сказал, что духовные проблемы проще, чем те проблемы, над которыми учёные бьются, открывая тайны и загадки мира? И, тем не менее, важный вывод о том, что вот здесь уже провозвестие того истинного Мессии, того истинного Спасителя, который пришёл спасти каждого из нас и весь мир.

 Аминь.