протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Всенощной
11 сентября 2010

Фонограмма


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Многие из нас, наверно, уже далеко не в первый раз (может в двадцатый или сороковой, или пятидесятый раз) слышат этот замечательный отрывок о воскресшем Христе и Эммаусских путниках, так обычно их называют. Эммаус – селение недалеко от Иерусалима, и сейчас существует это селение. И о том как они идут по дороге и говорят между собой о всех приключшихся в Иерусалиме. К ним присоединяется некий путник и спрашивает, о чём они говорят. Они не относились к числу двенадцати учеников, но какой-то близкий круг, по-видимому, из тех семидесяти, о которых упоминает Евангелие. И мы видим, что надежды, которые рухнули, их надежды были связаны с избавлением Израиля. Они полагали, что вот этот Иисус есть тот самый обещанный Мессия, который станет Царём, возглавит Израиль, освободится и будет достигнуто то процветание, которое по преданию ещё было во времена царя Соломона. От моря и до моря простиралась его держава. Вот такие были грандиозные замыслы у учеников по имени Лука и Клеопа.

И вот в этом отрывке раскрывается нечто гораздо большее, намного превосходящее их самые дерзновенные мечты. Потому что Он пришёл не только избавить Израиль, не только еврейский народ, но все народы. Все народы избавить от главного врага, потому что там римляне, парфяне, мидяне и прочие – это ещё не самый страшный враг. Потому что, не смотря на победы того или другого государства, всё равно самый страшный враг всё равно оставался. Для всех людей без исключения: от царя до последнего раба. И имя этому врагу известно – смерть. И вот Господь пришёл избавить именно от этого врага. И именно для этого Он проходит через всю человеческую жизнь, вплоть до смерти. А дальше совершается нечто такое, что никакому человеку было не под силу – победа над смертью.

Именно эта победа убедила самого яростного противника христиан о которых только знал Иерусалим, в первые годы христианской церкви – апостола Павла, который преследовал со всей страстностью своей натуры, и даже не только в Иерусалиме, шёл в Дамаск (это даже по нынешнему времени расстояние довольно большое всё-таки), чтобы и там найти эти скрывающиеся маленькие группки, уверовавших в этого Назарянина, их там связать. С ним там идут воины, помощники, у него есть документы о том, что он имеет это право, и вести их в Иерусалим и там их мучить и предавать смерти. И вот, когда он встречает воскресшего Господа, который говорит ему: «Павел, за что ты Меня гонишь? Трудно идти против рожна тебе». Он спрашивает: «Кто ты, Господи?». «Я- Иисус, которого ты гонишь». И для Павла сразу мгновенно стало ясно, что тот, кого он почитал за еретика, кого он почитал самозванцем, на самом деле есть тот, о котором он себе и говорил – Спаситель, Мессия.

И тогда Павел становится другим человеком. Он совершенно меняется. Вот точно такое, близкое к этому происходит и с друзьями Господа. Они не были гонителями, напротив, они надеялись, что вот Он-то избавит наконец Израиля от этих ненавистных оккупантов. Но узнать они смогли это в двух пережитых моментах за этот короткий вечер. Они говорили: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на пути и изъяснял нам Писание?». Вот первое, что Господь избирает в качестве пути к сердцу своих учеников – Писание, которое нужно не только читать, понимать, изъяснять, размышлять и доверять. И потом наступает момент, в который они не просто задумались, а как они познали. Такое очень важное библейское слово, когда, действительно, до глубины души один человек познаёт другого. Только в самом каком-то ближайшем знакомстве. Как вот любящих жену и мужа, это слово говорит. Познали в преломлении хлеба. Здесь даже не говорится ещё о вине, о преломлении хлеба, Он даёт ученикам, и для них было достаточно ясно, что это – сам Господь. И они оставляют всё, говорят, не горело ли в нас сердце, идут обратно ночью в Иерусалим к своим старшим товарищам и говорят, что мы познали Его в преломлении хлеба. А те говорят: «Да, да, мы знаем, Он действительно воскрес, явился и Петру, Пётр нам рассказал об этом». И они подкрепляют его рассказ и сами укрепляются эти известием, что Господь явился также и Петру. Вот такое замечательное событие, которое нас, конечно, вдохновляет и наставляет вот в этих двух важных путях. Первое – это знание Слова Божия. Потому что в другом месте говорит: «Они ещё не знали из Писаний, что Ему подобает воскреснуть из мертвых». Значит, какие-то вещи надо именно знать из Писания. Читать, вчитываться, узнавать, смотреть толкования, сейчас всего этого, слава Богу, более, чем достаточно. Было бы только желание. И второе – участие вот в этом Таинстве Познания. Когда Господь приглашает нас на таинство Евхаристии. Когда мы принимаем это причастие, по Его слову: «Се творите в Моё воспоминание». И мы, действительно, становимся на путь узнавания Его. Какой-то таинственный путь человеческого сердца, который Господь пролагает к нам, чтобы мы Его узнали. Познали Его так близко, как познаём ближайших своих друзей. Аминь.