протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
12 сентября 2010

Фонограмма


2 Кор. 6. 1-10.

1Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.

2Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,

4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,

8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;

9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;

1 0нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

 

Мф. 25. 14-30.

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодня нам Церковь предлагает известную большинству из нас притчу о талантах. И в нашей культуре мы обычно это сопоставляем с дарованиями, способностями людей. И называем это талантами. А в евангельские времена талант – это была денежная единица, крупная довольно, и она равнялась примерно 15-тидневным трудам человека, то есть, говоря нашим языком, зарплате за половину месяца. И именно так оно и понималось, только уже позже это слово – талант – стало относиться к нашим человеческим талантам, музыкальным, математическим, литературным, художественным и так далее. А в то время было совершенно ясно, что речь идёт о чём-то совсем другом.

И конечно, правы, наверное, те богословы, которые соотносят эту притчу с другим местом Евангелия, с другими словами Господа, когда Он обличает фарисеев. Обличает за то, что, как Он им говорит, вы сами не входите, и хотящим войти препятствуете. Что люди, обладающие великим даром к познанию Божьему, вместо того, чтобы нести это другим народам, нести образ Бога не мстительного и такого злобного, как говорит принявший один талант – «ты жнёшь где не сеешь, и собираешь там, где не рассыпал», а щедрого, любящего Бога. Конечно, эта притча направлена в первую очередь именно против фарисейского отношения, когда некая святыня становится собственностью благочестивых людей и нести её кому-то другому уже почитается неправильным, неверным, поэтому они осуждали Господа, когда Он пьёт и сидит за столом с мытарями и грешниками.

И то, что это действительно правильно (это понимание) свидетельствует апостольское чтение, которое параллельно сегодня же перед Евангелием читается, причём этот порядок чтения очень древний, и как вы заметили, речь начинается в апостольском чтении с этого: «умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». И далее: «мы никому ни в чём не полагаем претыкания, но во всём являем себя как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах», и так далее. То есть ясно, что и в древности Церковь понимала это именно так. Что талант, который даётся неким человекам – это та благодать, которую Бог дал ветхозаветной Церкви. И вот эта судьба того, который зарыл свой талант в земле – это, к сожалению, будущая судьба Иерусалима, которая совершилась в 70-м году, спустя примерно 30-40 лет после времени Иисуса Христа. Иерусалим был разрушен римлянами и вот всё это развитие приостановилось и эстафета, весть о спасении, была принята христианской Церковью.

Но, конечно, мы понимаем, что это относится не только к тому времени. Конечно, эти евангельские слова относятся ко всей истории, и поэтому мы должны помнить о том, что и в наше время мы тоже можем поступать подобно людям, имеющим всего лишь один талант и не делиться им, не приобретать других на него, а оставлять такой путь личного спасения. Когда мы слышим слова о том, что Евангелие можно читать только священнослужителям, а мирянам – ещё надо подумать, а то они там ещё чего-нибудь не то вычитают. К сожалению, это не только свойственно некоторым служителям нашего времени. На протяжении многих веков именно так и понималось, поэтому были сакральные языки, латынь, на которой только и можно было читать. Так же приходится нам воспринимать церковно-славянский язык, что вот только на нём может по-настоящему звучать молитва. И становится непонятным, особенно апостольские чтения, и многое, многое другое.

Но относя это лично каждому к себе, конечно, понятно, что притча прежде всего призывает нас делиться нашей верой, обращать тех, кто рядом с нами, молиться о тех, кто, быть может, ещё не принял Евангелия. Это могут быть наши самые близкие – дети, родители и так далее. И при этом не просто их обличать,– вот ты грешник, ты в церковь не ходишь, вот давай пойдём, я тебе там всё покажу,– а жить так, чтобы людям хотелось быть похожими на нас, чтобы было так, как было во времена первой Церкви, когда язычники говорили о христианах – посмотрите, как они любят друг друга. И когда между христианами распри, вражда, конечно, это воспринимается как тягчайшая трагедия. Поэтому давайте с вами это прилагать к нашей жизни, к ситуации каждого из нас, чтобы нам, каждому из нас, не услышать вот эти страшные слова о том, что ты закопал свой талант. Речь идёт не столько о музыкальных талантах и прочая, как мы обычно воспринимаем, а именно о таланте богопознания, о таланте Радостной Вести, которую Господь вложил в сердце каждого верующего с тем, чтобы он нёс это и делился ею по всему миру, чтобы умножать число тех, кто ещё присоединится к Господу.

 Аминь.