протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
19 сентября 2010

Фонограмма


2 Кор. 6.16-7.1.

16Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

ГЛАВа 7.

1Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.

 

Мф. 15.21-28.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее Евангельское чтение, конечно, вызывает наше недоумение: почему Господь, столь милостивый к каждому человеку, вдруг отвечает если не отказом, то, во всяком случае, неким безразличием, как бы игнорированием просьбы женщины, у которой дочь была отягчена тяжёлой болезнью или вот этим недугом, то что бес вселился в неё, кричала, бесчинствовала и так далее. Конечно, это величайшее несчастье для матери, и она бежит, зная, что пришёл вот этот Иисус из Назарета, Учитель, который совершает такие чудеса, исцеления, помогает; бежит к Нему, поскольку Он оказался именно поблизости, на той территории, уйдя на время с учениками за пределы Галилеи, в языческие страны – Тирские, Сидонские, населённые, в основном, язычниками. И Он отвечает молчанием, и даже когда она настойчиво кричит, и ученики просят, Он говорит странную вещь: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. Но потом, когда она всё-таки не отстаёт, произносит эти, тоже очень такие жёсткие слова, что “нехорошо отнять хлеб у детей и бросить псам”. Но, несмотря на это, женщина (настолько была велика её нужда и настолько она как-то смиренна была сердцем и готова была это принять всё) отвечает как бы в шутку: Господи, ну ведь щенята, псы, тоже питаются крошками, которые падают от стола детей. И тогда Господь говорит ей эти удивительные слова: женщина, велика вера твоя и пусть будет так, как ты хочешь.

Ответом на это может быть лишь то, что целью Господа было создать вот некое ядро, духовное ядро, которое могло бы нести эту благую весть о наступлении Царствия Божия, нести ко всем людям. Он не принимал на себя роль просто врача, который ходит по всем странам и исцеляет всех больных, потому что тогда вот эта главная задача – создать вот это ядро, Церковь из народа Израильского, для того, чтобы они несли то откровение, которое дано было им ещё от Авраама и Моисея, нести другим народам. Потому что если не будет этой критической массы, необходимой для того, чтобы нести эту весть далее, то, конечно, Его миссия, как Мессии, как Спасителя мира, не будет исполнена. Дальше эту миссию будет осуществлять апостол Павел, который будет разрушать вот эти стены между разными народами.

И, конечно, понятно, что эти стены являются самыми тяжёлыми, самыми страшными. Когда, скажем, во время Второй Мировой войны нацисты уничтожили шесть миллионов евреев только за то, что они были другой национальности. Конечно, говорят, что погибло множество и русских и других – это правильно, но там было отношение всё-таки такое, что все эти люди работали, их терпели, они выгодны были хотя бы на положении рабов, а евреев уничтожали просто, без всяких, так сказать, обиняков, раз ты еврей, то тебя расстреливают и всё. И даже уже в последние годы, в Венгрии, уже в 1945 году, в начале 1945 года, когда, казалось, война уже кончалась, всё равно сотни тысяч были уничтожены. Мы знаем историю Анны Франк, которая была захвачена в своём убежище, была открыта, уже в конце 1944 года. Мать Мария, за то, что скрывала евреев, помогала военнопленным бежавшим, была расстреляна, умерла в концлагере весной 1945 года. Уже заканчивалась война и, тем не менее, вот эта работа шла. Мы знаем вот эти тягостные последствия сегрегации в Южной Африке, в Соединённых Штатах, всё это преодолевается, но вот этот барьер остаётся. И он остаётся не где-то там, он остаётся у нас и здесь, в нашей стране, когда люди, даже более-менее не нацистки настроенные, говорят, ну вот, понаехали и прочая, прочая, как бы забывая о том, что человек, когда он уезжает из своей родины на заработок, неизвестно, как у него всё это будет получаться, наверное, не от хорошей жизни едет. Совершенно ясно, что он в крайнем отчаянии. Когда, скажем, албанцы бежали в Италию, на каких-то лодочках, многие гибли в море, или сейчас из Вьетнама бегут люди, понятно, что это в крайней нужде, в крайнем отчаянии и не должно говорить вот так вот презрительно. Конечно, понятно, что цивилизованные страны не могут принять весь остальной мир, но по крайней мере не относиться к этому как к чему-то преступному с их стороны.

И вот тут мы встречаемся с таким же, казалось бы, явлением, но это совсем другое. Просто ещё вот то Царствие Божие, где не будет ни эллина, ни иудея, ещё не наступило. Ещё был вот этот момент приготовления к тому, чтобы оно открылось для всех народов. И апостол Павел позже это понесёт и встретит отчаянное сопротивление. Когда он держал речь в Иерусалиме и перед толпой иудеев, которые его схватили и были готовы растерзать. Пока он рассказывал о том, как Господь ему явился по дороге в Дамаск, пока рассказывал, что это было удивительное его обращение, что он действительно поверил, что это был не еретик, а Господь воскресший, явившийся ему, – все его слушали спокойно и с замиранием сердца, внимательно. Но как только они услышали слова “и мне Господь сказал: Я пошлю тебя в далёкие страны, к другим народам, чтобы ты там проповедовал Царствие Небесное”, тут все взбунтовались – растерзать, смерть ему, и так далее. Вот мы видим, насколько сильны эти предрассудки людей по отношению к не таким, как мы.

И поэтому вот здесь как бы уже Царствие Небесное, Царство будущего, прорывалось вот в эту работу по созиданию ядра. Ядра в Палестине из иудеев, которые понесут благую весть о Христе, понесут дальше. И действительно, апостолы понесли, жертвуя своей жизнью, все, кроме Иоанна Богослова, мученически закончили свою жизнь. И поэтому нам тоже очень важно в нашей жизни видеть, подмечать то, что пришло, может быть, ещё раньше времени, для чего ещё большое число людей не готово, но оно уже вот вошло, и поэтому ему надо уделять место в нашем сердце, в нашей жизни, в наших словах, в нашем разуме, потому что это то, что является действительно Царствием Божиим. Тот мир, примирение, когда лев ляжет рядом с ягнёнком, и так далее, вот эти замечательные пророческие образы. Поэтому так важно нам жить не прошлым, не застревать в этих человеческих предрассудках, а понимать, что Царствие Божие уже приходит, уже начинает действовать в нашем мире и смотреть в это будущее, этому будущему давать место в своём сердце, в своём разуме, в своей жизни.

Аминь.