протоиерей Александр Борисов
Проповедь на Литургии
26 сентября 2010

Фонограмма


 

Гал. 6.11-18.

11Видите, как много написал я вам своею рукою.

12Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

13ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

14А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

15Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

17Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

18Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

 

Ин.3.13-17.

13Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.

14И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

16Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

17Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

 

Мф. 16. 13-18.

13Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога живаго.

17Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты – Петр*,– и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

 

 

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

 

Сегодняшнее воскресение называется Неделя перед Воздвижением, то есть Неделя, после которой будет следовать в один из дней следующей седмицы праздник Воздвижения. В данном случае он будет просто завтра, но, так или иначе, вот эта Неделя имеет своё особое чтение. И кроме этого, второе чтение из Евангелия от Матфея, посвящалось празднику обновления, о котором я говорил в начале нашей молитвы – обновления храма в Иерусалиме. Вообще, праздник всякого храма, построенного для поклонения Богу, для принесения в нём нашей молитвы. Для того, чтобы мы вместе здесь являли свою веру, понимали, что мы не одни, не маленький круг друзей, а много-много людей, множество единомышленников, вместе с которыми мы идём за Господом.

И вот, в первом чтении речь шла о самом главном, о том спасении, которое нам даёт сам Бог – «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». В этом отрывке упоминается о странном для нас событии, которое было во время путешествия Израиля из Египта в обещанную страну через пустыню, когда за ропот Бог попустил множеству змей напасть на людей, их кусать и люди умирали. И тогда Бог повелел Моисею создать медного змея, поместить его на шест, и сказал, что каждый, кто взглянет на этого змея, будет исцелён. Имеется множество всевозможных толкований этого очень древнего символа и не будем на них останавливаться, потому что трудно признать, какой из них наиболее правильный. Ясно, что это какой-то очень древний символ, но он остаётся даже на символах аптек, медицинских учреждений и так далее. Ясно, что в древности змей был очень таким противоречивым символом – и мудрости, и зла, как мы знаем из 3-й главы Книги Бытия. Он был и символом, наоборот, какого-то исцеления, здоровья, в общем чем-то таким необычайным, потому что очень уж это животное не похоже на всех остальных. И, так или иначе, это какое-то очень древнее верование, смысл которого нам трудно сейчас даже понять.

Но ясно было другое, что Моисей слушается Бога, а народ слушается Моисея. И смотрят на символ, который им даёт Бог, и получают исцеления. И Господь сравнивает, это единственное место, когда в Новом Завете упоминается вот об этом медном змие, которого впоследствии, спустя несколько веков, один из царей уничтожил, потому что народ стал поклоняться ему больше, чем Яхве, который спас народ израильский. Так или иначе, речь идёт о том, что подобно тому, как этого змия видел весь народ Израильский, весь Божий народ, так и Христа будут видеть все люди, и тот, кто обратит своё внимание, обратит сердце к Нему, тот тоже получит спасение, и не просто уже от временного вреда, от укуса змеи, но и спасение от самоуничтожения, потому что именно в таком состоянии находится человечество и в прошлые века, и особенно это ясно в настоящее время. Он – единственный путь к спасению, все остальные пути оказываются тупиками. Вот, только Он – и в этом вся суть христианской веры, доверия к Иисусу, веры, что Он наш Царь, Он так именно и говорит о Себе.

И в следующем Евангельском чтении, которое сегодня же читалось, об исповедании Петра, Пётр именно это и говорит на вопрос Христа – «а вы, за кого вы, мои ученики, Меня почитаете?». И Пётр по вдохновению говорит – «Ты Христос, Сын Бога живаго». Христос в переводе на русский означает помазанник. Помазанник, тот, кого Бог помазал на царство. Сказать Христос – это тоже самое сказать, что Царь. Царь, который был обещан и Царству которого не будет конца. И вот мы видим: в самом деле многие за эти 2000 лет царства рушились, возникали, создавались, народы перемещались, народы возникали, исчезали, а вот Церковь живёт, потому что она основана на Царе, который править будет всегда, на Царе, который воскрес, пройдя через смерть и который не умирает, а пребывает всегда с нами. И вот это Царство основано на этой вере, и если на ней строится храм, то он устоит; если на ней строится храм и эта вера сохраняется, то пусть даже разрушенный, заброшенный храм, подобный нашему, превращённый сначала в библиотеку, потом в типографию, снова восстанавливается. То, что, казалось бы, никому уже не будет нужно, а вот оно сохранилось и восстанавливается.

Недавно, в августе месяце, вы помните, Святейший Патриарх Кирилл освящал икону, которая, оказывается, была сохранена реставраторами, несмотря на то, что было приказание уничтожить икону на Спасской башне Кремля, она была сохранена, причём очень квалифицированно, что с неё потом всё это сняли, сетку и прочая, и она вновь заявила о восстановлении той веры, на основании которой создалось наше государство, наша история, наша культура. Так что будем помнить, что основанием храма является именно вот это – вера во Христа как Спасителя мира, как Царя, который нам приносит Царство; который каждого из нас приглашает в это Царство; для которого нет ни одного человека, который не был бы достоин. Напротив, самого малого, самого грешного – о нём Господь говорит, что больше радости на небесах об одном кающемся грешнике, чем о 99-ти праведниках. Пусть Господь нас благословит, чтобы на нашем пути нам всё более и более открывался смысл, и глубина, и радость этого спасения.

Аминь!